Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ново-Павловская основная общеобразовательная школа РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла (наименование ШМО) СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ______________ В.А.Горобцова ПРИНЯТО на методическом совете ____________ В.А.Горобцова . УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Н Павловской ООШ _________Г.Ф.Ткач . РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии основное общее образование, 8 класс 2 часа в неделю, всего – 65 часов Учитель: Ткаченко Галина Федоровна Планирование составлено на основе авторской программы Гара Н.Н., «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ Н.Н Гара. - 3-е изд.,перераб.-М.: Просвещение, 2019. -48с. – ISBN 987-5-09-065302-2». Учебник Химия. 8 класс:учеб. для общеобразават. организаций/ Г.Е. Рудзитис,Ф.Г. Фельдман. – 6–е изд.,стериотип. – М.:Просвещение, 2019 г. – 207 с. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации г 2021-2022 учебный год 1 I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ. Учащийся научится: характеризовать основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент; описывать свойства твердых, жидких, газообразных веществ, выделяя их существенные признаки; раскрывать «молекула», смысл «химический основных элемент», химических «простое понятий вещество», «атом», «сложное вещество», «валентность», «химическая реакция», используя знаковую систему химии; раскрывать смысл законов сохранения массы веществ, постоянства состава, атомно-молекулярной теории; различать химические и физические явления; называть химические элементы; определять состав веществ по их формулам; определять валентность атома элемента в соединениях; определять тип химических реакций; называть признаки и условия протекания химических реакций; выявлять признаки, свидетельствующие о протекании химической реакции при выполнении химического опыта; составлять формулы бинарных соединений; составлять уравнения химических реакций; соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; вычислять относительную молекулярную и молярную массы веществ; вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; 2 вычислять количество, объем или массу вещества по количеству, объему, массе реагентов или продуктов реакции; характеризовать физические и химические свойства простых веществ: кислорода и водорода; получать, собирать кислород и водород; распознавать опытным путем газообразные вещества: кислород, водород; раскрывать смысл закона Авогадро; раскрывать смысл понятий «молярный объем»; характеризовать физические и химические свойства воды; раскрывать смысл понятия «раствор»; вычислять массовую долю растворенного вещества в растворе; приготовлять растворы с определенной массовой долей растворенного вещества; называть соединения изученных классов неорганических веществ; характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований, солей; определять принадлежность веществ к определенному классу соединений; составлять формулы неорганических соединений изученных классов; проводить опыты, подтверждающие химические свойства изученных классов неорганических веществ; распознавать опытным путем растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; характеризовать взаимосвязь между классами неорганических соединений; раскрывать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева; 3 объяснять физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева; объяснять закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп; характеризовать химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе Д.И. Менделеева и особенностей строения их атомов; составлять схемы строения атомов первых 20 элементов «химическая связь», периодической системы Д.И. Менделеева; раскрывать смысл понятий: «электроотрицательность»; характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристаллической решетки; определять вид химической связи в неорганических соединениях; изображать схемы строения молекул веществ, образованных разными видами химических связей; раскрывать смысл понятий «ион», «окислитель», «степень окисления» «восстановитель», «окисление», «восстановление»; определять степень окисления атома элемента в соединении; проводить реакции, подтверждающие качественный состав различных веществ; определять окислитель и восстановитель; составлять уравнения окислительно-восстановительных реакций; называть факторы, влияющие на скорость химической реакции; классифицировать химические реакции по различным признакам; характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметаллов; 4 характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами металлов; оценивать влияние химического загрязнения окружающей среды на организм человека; грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни определять возможность протекания реакций некоторых представителей органических веществ с кислородом, водородом, металлами, основаниями, галогенами. Учащийся получит возможность научиться: выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах веществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические реакции, о характере и продуктах различных химических реакций; характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать причинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращенным ионным уравнениям; прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстановительные свойства с учетом степеней окисления элементов, входящих в его состав; составлять последовательности уравнения превращений реакций, неорганических соответствующих веществ различных классов; выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия различных факторов на изменение скорости химической реакции; использовать приобретенные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; 5 использовать приобретенные ключевые компетенции при выполнении проектов и учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получения и распознавания веществ; объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; критически относиться к псевдонаучной информации, недобросовестной рекламе в средствах массовой информации; осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельности человека; создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и др. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА Повторение изученного в 7 классе. Предмет химии. Химия как часть естествознания. Вещества и их свойства. Чистые вещества и смеси. Способы очистки веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание.. Качественный и количественный состав вещества. Простые и сложные вещества. Химический элемент. Язык химии. Знаки химических элементов, химические формулы. Атомная единица массы. Относительная атомная и молекулярная массы. Вычисление относительной молекулярной массы вещества по формуле. Вычисление массовой доли элемента в химическом соединении Тема 1. Первоначальные химические понятия Физические и химические явления .Химические реакции. Признаки химических реакций и условия возникновения и течения химических реакций. Атомы и молекулы. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. . Закон постоянства состава вещества. Валентность химических элементов. Определение валентности элементов по формулам их соединений. Составление химических формул по валентности. Атомно – молекулярное учение. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Классификация химических реакций по числу и составу исходных и полученных веществ. 6 Демонстрации. Ознакомление с образцами простых и сложных веществ. Способы очистки веществ: кристаллизация, дистилляция. хроматография. Опыты, подтверждающие закон сохранения массы веществ. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Лабораторные опыты. Рассмотрение веществ с различными физическими свойствами. Разделение смеси с помощью магнита. Примеры физических и химических явлений. Реакции, иллюстрирующие основные признаки характерных реакций. Разложение основного карбоната меди. Реакция замещения меди железом. Расчетные задачи.. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Вычисления по химическим уравнениям массы вещества по известной массе одного из вступающих или получающихся в реакции веществ. Тема 2. Кислород Кислород, его общая характеристика. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Круговорот кислорода в природе .Озон,аллотропия кислорода. Горение. Оксиды. Воздух и его состав. Защита атмосферного воздуха от загрязнений. Демонстрации. Получение и собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды. Определение состава воздуха. Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами оксидов. Практическая работа. Получение и свойства кислорода. Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям. Тема 3. Водород Водород. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Получение, применение. Восстановление. Демонстрации. Получение водорода в аппарате Киппа, проверка водорода на чистоту, горение водорода, собирание водорода методом вытеснения воздуха и воды. Лабораторный опыт. Взаимодействие водорода с оксидом меди (2). Практическая работа №4. Получение водорода и изучение его свойств. Тема №4. Растворы. Вода Вода. Физические и химические свойства воды: взаимодействие с металлами и оксидами. Применение воды. Круговорот воды в природе. Вода – растворитель,растворы. Растворимость веществ в воде. Определение массовой доли растворенного вещества. Методы определения состава воды – анализ и синтез. Вода в природе и способы ее очистки.. 7 Демонстрации. Анализ воды. Синтез воды. Практическая работа. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей растворенного вещества. Расчетные задачи. Нахождение массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление массы растворенного вещества и воды для приготовления раствора определенной концентрации. Тема №5 Количественные отношения в химии. Количество вещества. Моль. Молярная масса. Закон Авогадро. Молярный объем газов. Объемные отношения газов при химических реакциях Расчетные задачи. Объемные отношения газов при химических реакциях. Вычисления массы вещества по известному количеству вещества. Вычисления количества вещества по известной массе вещества. Вычисления по химическим уравнениям массы, объема и количества вещества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества, объему или количеству вещества. Тема6. «Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений Оксиды. Классификация. Основные и кислотные оксиды. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение. Гидроксиды,основания. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Получение. Применение. Реакция нейтрализации. Амфотерные оксиды и гидроксиды. Кислоты. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Вытеснительный ряд металлов Н.Н.Бекетова. Применение. Соли. Классификация. Номенклатура. Физические и химические свойства. Способы получения солей. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений. Демонстрации. Знакомство с образцами оксидов, кислот, оснований и солей. Нейтрализация щелочи кислотой в присутствии индикатора. Лабораторные опыты. Опыты, подтверждающие химические свойства кислот, оснований. Взаимодействие гидроксида цинка с растворами кислот и щелочей. Практическая работа. Решение экспериментальных задач по теме «Важнейшие классы неорганических соединений. Тема 7. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома 8 Первые попытки классификации химических элементов. Понятие о группах сходных элементов. Периодический закон Д.И.Менделеева. Периодическая таблица химических элементов. Группы и периоды. Значение периодического закона. Строение атома. Состав атомных ядер. Электроны. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. Тема 8. Строение вещества. Химическая связь Электроотрицательность химических элементов. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная и ковалентная полярная. Валентность элементов в свете электронной теории. Степень окисления. Правила определения степеней окисления элементов. Окислительно-восстановительные реакции. Кристаллические решетки: ионная, атомная и молекулярная. Кристаллические и аморфные вещества. Зависимость свойств веществ от типов кристаллических решеток. Демонстрации. Ознакомление с моделями кристаллических решеток ковалентных и ионных соединений. Сопоставление физико – химических свойств соединений с ковалентной и ионной связью. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 8 класс № пп Тема Количество часов по 5 1 Повторение изученного в 7 классе Тема № 1. Первоначальные химические понятия 2 Тема № 2. Кислород 7 3 Тема № 3. Водород 5 4 Тема № 4. Растворы. Вода 8 В том числе В том числе практических работ контрольных работ Контрольная работа № 1 по теме «Первоначальные химические понятия» 8 Практическая работа № 3 «Получение и свойства кислорода» Практическая работа №4 «Получение водорода и исследование его свойств» Практическая работа №5 «Приготовление растворов солей с определенной массовой долей - - Контрольная работа №2 по темам «Кислород», «Водород», «Растворы. Вода». 9 растворенного вещества» 5 6 7 8 Тема №5 Количественные отношения в химии Тема № 5. Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений 4 Тема № 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома Тема № 7. Химическая связь. Строение веществ 8 Практическая работа №6 «Решение экспериментальны х задач по теме «Основные классы неорганических соединений»» - 8 - Итого 65 4 12 Контрольная работа №3 по теме «Основные классы неорганических соединений». Контрольная работа №4 по темам «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Строение атома» и «Строение вещества. Химическая связь» 4 10