Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ново-Павловская основная общеобразовательная школа РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей гуманитарного цикла ________________________ СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ПРИНЯТО на методическом совете ____________ ______________ В.А.Горобцова В.А.Горобцова (наименование ШМО) _____________________________ . УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ НовоПавловской ООШ _________Г.Ф.Ткаченко РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по химии основное общее образование, 9 класс 2 часа в неделю, всего – 66 часов Учитель: Ткаченко Галина Федоровна Планирование составлено на основе авторской программы Гара Н.Н., «Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана 8-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций/ Н.Н Гара. - 3-е изд.,перераб.-М.: Просвещение, 2019. -48с. – ISBN 987-5-09-0653022». Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации Учебник Химия. 9 класс:учеб. для общеобразават. организаций/ Г.Е. Рудзитис,Ф.Г. Фельдман. – 7–е изд.,стериотип. – М.:Просвещение, 2020 г. – 208 с. 2021-2022 учебный год 1 Планируемые результаты Обучающийся научится: • применять основные методы познания: наблюдение, измерение, эксперимент; • описывать свойства твѐрдых, жидких, газообразных веществ, выделяя их суще-ственные признаки; • раскрывать смысл закона сохранения массы веществ, атомно-молекулярной тео-рии; • различать химические и физические явления, называть признаки и условия проте-кания химических реакций; • соблюдать правила безопасной работы при проведении опытов; • пользоваться лабораторным оборудованием и посудой; • получать, собирать газообразные вещества и распознавать их; • характеризовать физические и химические свойства основных классов неорганиче-ских соединений, проводить опыты, подтверждающие химические свойства изучен-ных классов неорганических веществ; • раскрывать смысл понятия «раствор», вычислять массовую долю растворѐнного вещества в растворе, готовить растворы с определѐнной массовой долей раство-рѐнного вещества; • характеризовать зависимость физических свойств веществ от типа кристалличе-ской решѐтки, определять вид химической связи в неорганических соединениях; • раскрывать основные положения теории электролитической диссоциации, состав-лять уравнения электролитической диссоциации кислот, щелочей, солей и реакций ионного обмена; • раскрывать сущность окислительно-восстановительных реакций, определять окис-литель и восстановитель, составлять уравнения окислительновосстановительных реакций; • называть факторы, влияющие на скорость химической реакции; • характеризовать взаимосвязь между составом, строением и свойствами неметал-лов и металлов; • проводить опыты по получению и изучению химических свойств различных ве-ществ; • грамотно обращаться с веществами в повседневной жизни . Обучающийся получит возможность научиться: • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о химических свойствах ве-ществ на основе их состава и строения, их способности вступать в химические ре-акции, о характере и продуктах различных химических реакций; • характеризовать вещества по составу, строению и свойствам, устанавливать при-чинно-следственные связи между данными характеристиками вещества; 2 • составлять молекулярные и полные ионные уравнения по сокращѐнным ионным уравнениям; • прогнозировать способность вещества проявлять окислительные или восстанови-тельные свойства с учѐтом степеней окисления элементов, входящих в его состав; • выдвигать и проверять экспериментально гипотезы о результатах воздействия раз-личных факторов на изменение скорости химической реакции; • использовать приобретѐнные знания для экологически грамотного поведения в окружающей среде; • использовать приобретѐнные ключевые компетенции при выполнении проектов и решении учебно-исследовательских задач по изучению свойств, способов получе-ния и распознавания веществ; • объективно оценивать информацию о веществах и химических процессах; • осознавать значение теоретических знаний по химии для практической деятельно-сти человека; • создавать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в инструкциях по использованию лекарств, средств бытовой химии и д Содержание учебного предмета. . Повторение курса химии 8 класса (5 ч). Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева в свете строения атомов. Химическая связь. Строение вещества. Основные классы неорганических соединений: их состав, классификация. Основные классы неорганических соединений: их свойства. Расчѐты по химическим уравнениям. Демонстрации. Таблица «Виды связей». Таблица «Типы кристаллических решеток» Раздел 1. Многообразие химических реакций Тема 1. Классификация химических реакций Классификация химических реакций, реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Окислительно - восстановительные реакции. Окислитель, восстановитель, процессы окисления, восстановления. Составление уравнений окислительно - восстановительных реакций с помощью метода электронного баланса. Тепловые эффекты химических реакций. Экзотермические и эндотермические реакции. Термохимические уравнения. Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций. Первоначальные представления о катализе. Демонстрации. Демонстрация опытов, выясняющих зависимость скорости химических реакций от различных факторов. Таблицы «Обратимые реакции», «Химическое равновесие», «Скорость химической реакции». 3 Расчетные задачи. Расчеты по термохимическим уравнениям. Практическая работа №1. Изучение влияния условий проведения химической реакции на её скорость. Обратимые реакции. Понятие о химическом равновесии. Тема 2. Электролитическая диссоциация) Химические реакции, идущие в водных растворах. Электролиты и неэлектролиты. Ионы. Катионы и анионы. Гидратная теория растворов. Электролитическая диссоциация кислот, оснований, солей. Слабые и сильные электролиты. Степень диссоциации. Реакции ионного обмена. Условия протекания реакций обмена до конца. Химические свойства основных классов неорганических соединений в свете представлений об электролитической диссоциации и окислительно – восстановительных реакциях. Понятие о гидролизе солей. Расчѐты по уравнениям хим. реакций, если одно из веществ дано в избытке. Демонстрации. Испытание растворов веществ на электрическую проводимость. Движение ионов в электрическом поле. Лабораторные опыты. Реакции обмена между растворами электролитов. Практическая работа №2. Решение экспериментальных задач по теме «Свойства кислот, оснований и солей как электролитов». Контрольная работа № 1 по темам «Классификация химических реакций» и «Электролитическая диссоциация». Раздел 2 Многообразие веществ. Тема3 . Галогены Положение галогенов в периодической таблице и строение их атомов. Хлор. Физические и химические свойства хлора. Применение. Хлороводород. Соляная кислота и ее соли.. Демонстрации. Знакомство с образцами природных хлоридов. Знакомство с физическими свойствами галогенов. Вытеснение галогенов друг другом из раствора их соединений. Лабораторные опыты. Распознавание хлоридов, бромидов, иодидов и иода. Тема4 . Кислород и сера Характеристика кислорода и серы по их положению в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Аллотропные видоизменения кислорода. Сера. Аллотропия серы. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение серы. Оксид серы(IV). Сероводородная и сернистая кислоты и их соли. Оксид серы(VI). Серная кислота и ее соли. Окислительные свойства концентрированной серной кислоты. Демонстрации. 1. Знакомство с образцами природных сульфидов, сульфатов. 2. Аллотропные модификации серы. Лабораторные опыты. 4 1. Ознакомление с образцами серы и ее природных соединений. 2. Распознавание сульфат-ионов в растворе. Практическая работа 1. Экспериментальные задачи по теме «Кислород и сера». Расчетные задачи. 1. Вычисления по химическим уравнениям реакций массы, количества вещества или объема по известной массе, количеству вещества или объему одного из вступающих или получающихся в реакции веществ. 2. Расчеты по уравнениям с использованием закона объемных отношений. 3. Расчеты по термохимическим уравнениям. 4. расчеты по определению массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного (и обратные задачи). . Тема 5. Азот и фосфор Характеристика азота и фосфора по их положению в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Азот, физические и химические свойства, получение и применение. Круговорот азота в природе. Аммиак. Физические и химические свойства аммиака, получение, применение. Соли аммония. Оксиды азота(II) и (IV). Азотная кислота и ее соли. Окислительные свойства азотной кислоты. Фосфор. Аллотропия фосфора. Физические и химические свойства фосфора. Оксид фосфора(V). Ортофосфорная кислота и ее соли. Минеральные удобрения. Демонстрации. 1. Получение аммиака и его растворение в воде. Обнаружение аммиака. 2. Качественные реакции на соли аммония, нитраты. 3. Ознакомление с образцами природных нитратов, фосфатов. 4. Видеофильм «Фосфор». Лабораторные опыты. 1. Взаимодействие солей аммония со щелочами (распознавание солей аммония). 2. Ознакомление с азотными и фосфорными удобрениями. Практические работы 1. Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака. Тема 6. Углерод и кремний Характеристика углерода и кремния по их положению в периодической системе химических элементов, строение их атомов. Углерод, аллотропные модификации, адсорбция, физические и химические свойства углерода. Угарный газ, свойства и физиологическое действие на организм. Углекислый газ, угольная кислота и ее соли. Круговорот углерода в природе. 5 Кремний. Оксид кремния(IV). Кремниевая кислота и ее соли. Стекло. Цемент. Демонстрации. 1. Кристаллические решетки алмаза и графита. Знакомство с образцами природных карбонатов и силикатов. Ознакомление с различными видами топлива. Ознакомление с видами стекла. 2. Получение оксида углерода (IV) и его взаимодействие с гидроксидом кальция. Лабораторные опыты. 1. Ознакомление с различными видами топлива (коллекция топлива). 2. Ознакомление со свойствами и взаимопревращениями карбонатов и гидрокарбонатов. Качественные реакции на карбонат-ион. 3. Ознакомление с образцами природных силикатов. 4. Ознакомление с видами стекла (работа с коллекцией «Стекло и изделия из стекла»). Практическая работа. 1. Получение оксида углерода(IV) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов. Расчетные задачи. 1. Вычисление массы или объема продукта реакции по известной массе или объему исходного вещества, содержащего примеси. Тема 7. Металлы Общие свойства металлов. Характеристика металлов по их положению в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева. Металлическая связь. Нахождение металлов в природе, общие способы их получения. Физические и химические свойства металлов. Ряд напряжений металлов. Сплавы. Демонстрации. 1. Образцы металлов, взаимодействие металлов с неметаллами. Лабораторные опыты 1. Рассмотрение образцов металлов. 2. Взаимодействие металлов с растворами солей. Металлы IА–IIIА-групп ПСХЭ Д.И. Менделеева Щелочные металлы. Положение щелочных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Физические и химические свойства. Применение щелочных металлов и их соединений. Щелочноземельные металлы. Положение щелочноземельных металлов в периодической системе и строение атомов. Нахождение в природе. Кальций и его соединения. Жесткость воды и способы ее устранения. Алюминий. Положение алюминия в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства алюминия. Амфотерность оксида и гидроксида алюминия. Важнейшие соединения алюминия 6 Демонстрации. 1. Знакомство с образцами важнейших солей натрия, калия, природных соединений кальция, руд железа, соединениями алюминия. 2. Взаимодействие щелочных, щелочноземельных металлов и алюминия с водой. Лабораторные опыты 1. Ознакомление с образцами важнейших солей натрия, калия и кальция. 2. Ознакомление с природными соединениями кальция. 3. Ознакомление и образцами алюминия и его сплавов. Железо. Железо. Положение железа в периодической системе и строение его атома. Нахождение в природе. Физические и химические свойства железа. Оксиды, гидроксиды и соли железа(II) и железа(III). Демонстрации. 1. Знакомство с железными рудами. 2. Получение гидроксидов железа и их взаимодействие с кислотами. 3. Качественные реакции на ионы железа. Лабораторные опыты 1. Получение гидроксида железа (II) и взаимодействие его с кислотами. 2. Получение гидроксида железа (III) и взаимодействие его с кислотами. Практическая работа 1. Решение экспериментальных задач по теме «Металлы». Тема 8. Первоначальные представления об органических веществах. Первоначальные сведения о строении органических веществ. Основные положения теории строения органических соединений А. М. Бутлерова. Изомерия. Упрощенная классификация органических соединений. Предельные углеводороды. Метан, этан. Состав, строение, физические и химические свойства. Применение. Понятие о гомологах и гомологических рядах. Непредельные углеводороды. Состав, строение, физические и химические свойства. Применение. Производные углеводородов: спирты, карбоновые кислоты, сложные эфиры, жиры, углеводы (общие сведения). Общие понятия об аминокислотах, белках, полимерах. Демонстрации. 1. Модели молекул органических соединений, схемы, таблицы. 2. Горение углеводородов и обнаружение продуктов их горения. 3. Образцы нефти и продуктов их переработки. 7 4. Видеоопыты по свойствам основных классов органических веществ. Лабораторные опыты 1. Этилен, его получение и свойства. 2. Ацетилен, его получение и свойства. Расчетные задачи. Установление простейшей формулы вещества по массовым долям элементов. Тематический план. № раздел а и тем Наименование разделов и тем Учебные часы Контроль Практическая ные часть работы Повторение изученного в 8 классе. 5 Периодический закон, ПСХЭ, химическая связь I.Многообразие химических реакций (13ч) II. Классификация химических реакций 5 Химические реакции в водных растворах 7 1 1 1 Многообразие веществ (49ч) Галогены 4 Кислород и сера. 7 Азот и фосфор. 8 - 1 Углерод и кремний. 9 1 1 Металлы 12 1 1 Краткий обзор важнейших органических веществ. 7 Итого: 64 8 1 1 4 6 9