Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2021. УТВЕРЖДЕНО Приказом № 66 от 30.08.2021 Директор ________ Г.Ф.Ткаченко Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся(далее Положение) разработано в соответствии: ✓ Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ✓ нормативными правовыми актами субъекта РФ (при их наличии); ✓ Уставом ОУ, ✓ основными общеобразовательными программами начального общего, основного общего образования; ✓ дополнительной общеобразовательной программой ОУ; ✓ Положением о мониторинге качества образования; ✓ Положением об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья; ✓ Положением об организации индивидуального обучения на дому и др. 1.2. Настоящее Положение определяет формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся в МБОУ Ново-Павловской ООШ, их перевод в следующий класс (уровень) по итогам учебного года (освоения общеобразовательной программы предыдущего уровня). 1.3. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация являются частью системы внутришкольного мониторинга качества образования и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений учащихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. 1.4. Образовательные достижения учащихся подлежат текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации в обязательном порядке только по предметам, включенным в учебный план класса, в котором они обучаются. 1.5. Текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся осуществляют педагогические работники в соответствии с должностными обязанностями и локальными нормативными актами МБОУ Ново-Павловской ООШ. 1.6. Результаты, полученные в ходе текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации за отчетный период (учебный год, полугодие, четверть), являются документальной основой для составления ежегодного отчета о самообследовании руководителя о результатах деятельности МБОУ Ново- Павловской ООШ, и публикуются на официальном сайте школы в установленном порядке с соблюдением положений Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ "О персональных данных». 1.7. Основными потребителями информации о результатах текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации являются участники образовательных отношений: педагоги, учащиеся и их родители (законные представители), коллегиальные органы управления МБОУ Ново-Павловской ООШ, экспертные комиссии при проведении процедур лицензирования и аккредитации, учредитель. 1.8. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и (или) дополнения. 2. Текущая аттестация учащихся. 2.1. Цель текущей аттестации заключается: в определении степени освоения учащимися основной−образовательной программы соответствующего уровня общего образования в течение учебного года по всем учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана во всех группах в ходе текущего контроля; коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в зависимости от результатов анализа темпа, качества, особенностей освоения изученного материала; предупреждении неуспеваемости. 2.2. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются учителем, преподающим этот предмет, и отражаются в календарно-тематических планах, рабочих вариантах программ учителя. Руководители методических объединений, заместители руководителя МБОУ Ново-Павловской ООШ по УВР контролируют ход текущего контроля успеваемости учащихся, при необходимости оказывают методическую помощь учителю в его проведении. Текущий контроль успеваемости учащихся проводится: поурочно, по темам; по учебным четвертям и полугодиям; в форме: входных, текущих, административных контрольных работ, тестов. График проведения обязательных форм текущего контроля успеваемости учащихся (письменных контрольных работ), представляется учителем заместителю директора по УВР на каждую четверть (полугодие), утверждается руководителем и является открытым для всех педагогических работников, учащихся, их родителей (законных представителей). График административного контроля планируется в годовом плане работы школы, принимается на педсовете и утверждается руководителем МБОУ Ново-Павловской ООШ. 2.3 Текущая аттестация успеваемости осуществляется по учебным четвертям на основании результатов текущего контроля успеваемости по четвертям - во 2-9-х классах. В 1-х классах аттестация осуществляется без фиксации образовательных результатов в виде отметок. Во 2-9-х классах аттестация осуществляется в виде отметок по 5-балльной шкале по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям), по курсу ОРКСЭ вводится безотметочное обучение. В дошкольной группе текущая аттестация не осуществляется 2.3.1. За ответ отметка выставляется учителем в ходе урока и заносится в классный журнал и дневник учащегося; 2.3.2. Письменные, самостоятельные, контрольные и другие виды работ учащихся оцениваются по пятибалльной системе. Отметка за выполненную письменную работу заносится в классный журнал и дневник учащегося к следующему уроку, за исключением: отметок за творческие работы по русскому языку и литературе в 9 классах не позднее, чем через неделю после их проведения; отметок за сочинение в 9 классах по русскому языку и литературе не более, чем через 10 дней. Знакомство родителей с итогами контрольных работ проходит под роспись. 2.3.3. Текущий контроль учащихся, временно находящихся в санаторных, медицинских организациях (иных организациях, не имеющих лицензии на право осуществления образовательной деятельности), проводится в этих учебных заведениях, и полученные результаты учитываются по усмотрению учителя при выставлении четвертных, полугодовых отметок; 2.3.4. Проведение текущего контроля не допускается сразу после длительного пропуска занятий по уважительной причине с выставлением неудовлетворительной отметки; 2.3.5. Порядок выставления отметок по результатам текущего контроля за четверть,. Текущая аттестация учащихся, пропустивших по уважительной причине более половины учебного времени, подтвержденной соответствующими документами, осуществляется в индивидуальном порядке администрацией МБОУ Ново-Павловской ООШ в соответствии с графиком, согласованным с учебной частью и родителями (законными представителями) учащихся; учащимся, пропустившим учебные занятия по неуважительным причинам, необходимо пройти текущий контроль в индивидуальном порядке в соответствии с графиком, согласованным с учебной частью и родителями (законными представителями) учащихся. В противном случае за четверть (полугодие) выставляется неудовлетворительная отметка; отметки учащихся за четверть, полугодие выставляются на основании результатов текущего контроля успеваемости, осуществляемого по темам, поурочно, за 3 дня до начала каникул. 3. Содержание, формы и порядок проведения четвертной, полугодовой промежуточной аттестации. 3.1. Четвертная (2-9 кл.) промежуточная аттестация учащихся проводится с целью определения качества освоения учащимися содержания учебных программ (полнота, прочность, осознанность, системность) по завершении четверти. 3.2. Отметки учащегося за четверть должны быть обоснованы (то есть соответствовать успеваемости ученика в оцениваемый период). Оценка выставляется с учетом среднеарифметической оценки. При спорных моментах главным критерием выставления итоговых отметок являются отметки за письменные контрольные работы как текущие, так и административные . Отметка выставляется при наличии 3-х и более текущих отметок за соответствующий период. 3.3. При пропуске учащимися по уважительной причине более половины учебного времени, отводимого на изучение предмета, при отсутствии минимального количества отметок для аттестации за четверть, полугодие, учащийся не аттестуется. В классный журнал в соответствующей графе выставляется «н/а» 3.4. Учащемуся по данному предмету необходимо сдать пропущенный материал учителю в учебное или каникулярное время и пройти четвертную аттестацию. В этом случае учащиеся или их родители (законные представители) в письменной форме информируют администрацию школы о желании пройти четвертную не позднее, чем за неделю до начала каникул. Заместитель директора по УВР составляет график зачётных мероприятий в учебное или каникулярное время. Результаты зачётов по предмету (предметам) выставляются в классный журнал, и проводится аттестация данных учащихся. 3.5. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах четвертной аттестации путём выставления отметок в дневники учащихся, в том числе и электронный дневник. В случае неудовлетворительных результатов аттестации – в письменной форме под роспись родителей (законных представителей) учащихся с указанием даты ознакомления. 4. Промежуточная аттестация учащихся Целью промежуточной аттестации учащихся является определение степени освоения ими учебного материала по пройденным учебным предметам в рамках освоения основных образовательных программ общего образования (по уровням общего образования) за учебный год. 4.1. Годовую промежуточную аттестацию проходят все учащиеся 2-8 классов. Промежуточная аттестация учащихся за год может проводиться письменно, устно. 4.2. Годовая промежуточная аттестация учащихся 1-го класса не проводится . Формами проведения годовой аттестации во 2-8 классах являются: контрольная работа, комплексная работа, итоговый опрос, тестирование, защита проектов и творческих работ. В качестве промежуточной аттестации по соответствующему предмету используется также ВПР 4.3. В соответствии с требованиями ФГОС приоритетными в диагностике( контрольные работы и т.п.) становятся новые формы работы -метапредметные диагностические работы. Метапредметные диагностические работы составляются из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий. 4.4. Также в соответствии с ФГОС в промежуточную аттестацию включена новая диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения, оценка функциональной грамотности). Такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Работы, выполняемые учениками, не подписываются, и таблицы, где собираются эти данные, показывают результаты только по классу или школе в целом, а не по конкретному ученику. 4.5. Форма письменной контрольной работы дополняется новыми формами контроля результатов, как: целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам−действий и качеств по заданным параметрам), - самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по саморефлексии конкретной деятельности), - результаты учебных проектов, − результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ достижений учеников. 4.6. Ежегодно в начале учебного года решением педагогического совета устанавливаются форма, порядок проведения промежуточной аттестации учащихся за год. Методический совет определяет предметы, по которым будет проводиться промежуточная аттестация. Данное решение утверждается приказом директора МБОУ Ново-Павловской ООШ и доводится до сведения всех участников образовательного процесса: учителей, учащихся и их родителей (законных представителей). 4.7. Расписание проведения промежуточной годовой аттестации утверждаются директором школы и доводятся до сведения педагогов, учащихся и их родителей (законных представителей) не позднее, чем за две недели до начала аттестации. 4.8. В случае несогласия учащихся и их родителей с выставленной итоговой отметкой по предмету, она может быть пересмотрена. Для пересмотра на основании письменного заявления родителей приказом директора школы создается комиссия в составе трех человек, которая в форме экзамена или собеседования в присутствии родителей учащегося определяет соответствие выставленной отметки по предмету фактическому уровню его знаний. Решение комиссии оформляется протоколом и является окончательным. Протокол хранится в личном деле учащегося. 4.9. Контрольно-измерительные материалы для проведения всех форм годовой аттестации учащихся разрабатываются учителем в соответствии с федеральным государственным стандартом общего образования, согласовываются с методическим объединением учителей по предмету. 4.10. От годовой промежуточной аттестации на основании справок из медицинских учреждений могут быть освобождены дети-инвалиды, а также обучающиеся индивидуально (на дому) при условии, что они успевают по всем предметам. 4.11. На основании решения педагогического совета могут быть освобождены от годовой аттестации учащиеся: - имеющие отличные отметки за год по всем предметам, изучаемым в данном учебном году по решению педагогического совета; призеры районных, областных, региональных предметных олимпиад и конкурсов; - пропустившие по уважительным причинам более половины учебного−времени; - выезжающие на учебно-тренировочные сборы кандидатов в сборные команды на олимпиады школьников, на российские или международные спортивные соревнования, конкурсы, смотры, олимпиады и тренировочные сборы; - отъезжающие на постоянное место жительства за рубеж; - по состоянию здоровья (на основании справки из медицинского учреждения); - в связи с пребыванием в оздоровительных образовательных учреждениях санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; - в связи с нахождением в лечебно-профилактических учреждениях более 4х месяцев. 4.13. Список учащихся, освобожденных от годовой аттестации, утверждается приказом директора МБОУ Ново-Павловской ООШ. Учащиеся, заболевшие в период проведения промежуточной аттестации, могут быть переведены в следующий класс условно, с последующей сдачей академических задолженностей; пройти промежуточную аттестацию в дополнительные сроки, определяемые графиком образовательного процесса и предназначенные для пересдачи академических задолженностей. 4.17. Годовая отметка по предмету выставляется учителем на основе четвертных оценок за учебный год, результатов контрольных работ и фактического уровня знаний, умений и навыков. Положительная годовая отметка за учебный год не может быть выставлена при двух и более неудовлетворительных четвертных оценках. 4.18. Годовые отметки по учебным предметам (за текущий учебный год должны быть выставлены до 24 мая в 2-4 и 9классах, до 29 мая во 5-8классах. Итоговые оценки учащимся 9 класса выставляются по предметам, по которым они проходили Государственную итоговую аттестацию в соответствии с федеральным законодательством в области образования. 4.19. Классные руководители доводят до сведения родителей (законных представителей) результаты годовой аттестации путём выставления отметок в дневники учащихся, в том, числе и электронный дневник. В случае неудовлетворительных результатов аттестации - в письменной форме под роспись родителей (законных) представителей учащихся с указанием даты ознакомления. 4.20. Годовые отметки по всем предметам учебного плана выставляются в личное дело учащегося и являются в соответствии с решением педагогического совета основанием для перевода учащегося в следующий класс. 4.22. Итоги промежуточной аттестации обсуждаются на заседаниях методических объединений учителей и педагогического совета. 4.23. Учащиеся, получающие образование в форме семейного образования проходят годовую промежуточную аттестацию в порядке и формах, определенных нормативными документами Министерства образования и науки Российской Федерации. 5. Результаты промежуточной аттестации учащихся 5.1. Учащиеся, освоившие в полном объеме содержание образовательной программы общего образования (по уровням образования) текущего учебного года, на основании положительных результатов, в том числе и итогов промежуточной аттестации, переводятся в следующий класс (на уровень образования). 5.2. Учащиеся, не прошедшие промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно. 5.3. В следующий класс могут быть переведены условно учащиеся, имеющие по итогам учебного года академическую задолженность по одному предмету. 5.4. Академическая задолженность - это неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин. 5.5. Условный перевод в следующий класс - это перевод учащихся, не прошедших промежуточную аттестацию по уважительным причинам или имеющих академическую задолженность, с обязательной ликвидацией академической задолженности в установленные сроки. 6. Ликвидация академической задолженности учащимися Права, обязанности участников образовательных отношений по ликвидации академической задолженности: 6.1. Учащиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность по учебным предметам предыдущего учебного года в сроки, установленные приказом руководителя ОУ. 6.2. Учащиеся имеют право: ✓ пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебным предметам не более двух раз в пределах одного года с момента образования академической задолженности, не включая время болезни учащегося и (или) иных уважительных причин; ✓ получать консультации по учебным предметам; 6.3. МБОУ Ново-павловская ООШ при организации и проведении промежуточной аттестации учащихся обязана: ✓ создать условия учащимся для ликвидации академических задолженностей; ✓ обеспечить контроль за своевременностью ликвидации академических задолженностей; ✓ создать комиссию для проведения сдачи академических задолженностей (промежуточной аттестации учащихся во второй раз); 6.4. Родители (законные представители) учащихся обязаны: ✓ создать условия учащемуся для ликвидации академической задолженности; ✓ обеспечить контроль за своевременностью ликвидации учащимся академической задолженности; ✓ нести ответственность за ликвидацию учащимся академической задолженности в течение следующего учебного года. 6.5. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз в МБОУ создается соответствующая комиссия, которая формируется по предметному принципу. Состав предметной комиссии утверждается директором школы в количестве не менее 3 человек. 6.6. В день проводится только одна форма контроля, интервал между ними должен составлять 2-3 дня. 6.7. Решение предметной комиссии оформляется протоколом приема промежуточной аттестации учащихся по учебному предмету, курсу, дисциплине. 6.8. Учащиеся, не ликвидировавшие в течение года академическую задолженность с момента ее образования по усмотрению их родителей (законных представителей) и на основании заявления могут быть оставлены на повторное обучение; переведены на обучение по адаптированным основным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психологомедико-педагогической комиссии; переведены на обучение по индивидуальному учебному плану. 7. Критерии и нормы оценочной деятельности. 7.1. В основу критериев оценки учебной деятельности учащихся положены объективность и единый подход. При пятибалльной оценке для всех установлены общедидактические критерии. Данные критерии применяются при оценке устных, письменных, самостоятельных и других видов работ. Оценка"5" ставится в случае: ✓ знания, понимания, глубины усвоения учащимся всего объёма программного материала; ✓ умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. ✓ отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка "4" ставится в случае: ✓ знания всего изученного программного материала; ✓ умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике; ✓ незначительных (негрубых) ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка "3"ставится в случае: ✓ знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднений при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя; ✓ умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы; ✓ наличия грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка "2" ставится в случае: ✓ знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале; ✓ отсутствия умений работать на уровне воспроизведения, затруднении при ответах на стандартные вопросы; ✓ наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ. Оценка "1" ставится в случае: Полного незнания изученного материала, отсутствия элементарных умений и навыков. 7.2. Устный ответ. Оценка "5" ставится, если ученик: ✓ показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей; ✓ умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов; ✓ самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям. Оценка "4" ставится, если ученик: ✓ показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя. ✓ умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины; ✓ не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ. Оценка "3" ставится, если ученик: ✓ усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; ✓ материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; ✓ показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки. ✓ допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; ✓ не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении; ✓ испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий; ✓ отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте; ✓ обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки. Оценка "2" ставится, если ученик: ✓ не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; ✓ не делает выводов и обобщений. ✓ не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; ✓ имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу; ✓ при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя. Оценка "1" ставится, если ученик: ✓ не может ответить ни на один из поставленных вопросов; ✓ полностью не усвоил материал. Примечание. По окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки. 7.3. Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ. Оценка "5" ставится, если ученик: ✓ - выполнил работу без ошибок и недочетов; ✓ - допустил не более одного недочета. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней: ✓ - не более одной негрубой ошибки и одного недочета; ✓ - или не более двух недочетов. Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил: ✓ - не более двух грубых ошибок; ✓ - или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета; ✓ - или не более двух-трех негрубых ошибок; ✓ - или одной негрубой ошибки и трех недочетов; ✓ - или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. Оценка "2" ставится, если ученик: ✓ - допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3"; ✓ - или если правильно выполнил менее половины работы. Оценка "1" ставится, если ученик: ✓ - не приступал к выполнению работы; ✓ - или правильно выполнил не более 10 % всех заданий. Примечание. 1) Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа. 2) Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов. 7.4. Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов по предметам. Оценка "5" ставится, если ученик: ✓ - правильно определил цель опыта; ✓ - выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; ✓ - самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; ✓ - научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; ✓ - правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы). ✓ - проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). ✓ - эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5",но: ✓ - опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; ✓ - или было допущено два-три недочета; ✓ - или не более одной негрубой ошибки и одного недочета; ✓ - или эксперимент проведен не полностью; ✓ - или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Оценка "3" ставится, если ученик: ✓ - правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем на половину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; ✓ - или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; ✓ - опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9 класс); ✓ - допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Оценка "2" ставится, если ученик: ✓ - не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; ✓ - или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; ✓ - или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; ✓ - допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. Оценка "1" ставится, если ученик: ✓ - полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда. Примечание. 1. В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами. 2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке. 7.5. Оценка умений проводить наблюдения. Оценка "5" ставится, если ученик: ✓ - правильно по заданию учителя провел наблюдение; ✓ - выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса); ✓ - логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы. Оценка "4" ставится, если ученик: ✓ - правильно по заданию учителя провел наблюдение; ✓ - при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта(процесса) назвал второстепенные; ✓ - допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов. Оценка "3" ставится, если ученик: ✓ - допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; ✓ - при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта(процесса) выделил лишь некоторые; ✓ - допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов. Оценка "2" ставится, если ученик: ✓ - допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя; ✓ - неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса); ✓ - опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов. Оценка "1" ставится, если ученик: ✓ - не владеет умением проводить наблюдение. Примечание. Оценки с анализом умений проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта. 7.6. Общая классификация ошибок. При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты. Грубыми считаются следующие ошибки: 1) незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символовобозначений величин, единиц их измерения; 2) незнание наименований единиц измерения (физика, химия, математика, биология, география, черчение, трудовое обучение, информатика, ОБЖ); 3) неумение выделить в ответе главное; 4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений; 5) неумение делать выводы и обобщения; 6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы; 7) неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов; 8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками; 9) нарушение техники безопасности; 10)небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам. К негрубым ошибкам следует отнести: 1) неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными; 2) ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, несвязанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.); 3) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования; 4) ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика (например, изменение угла наклона) и др.; 5) нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными); 6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой; 7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде. Недочетами являются: 1) нерациональные приемы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, заданий; 2) ошибки в вычислениях (арифметические - кроме математики); 3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков; 4) орфографические и пунктуационные ошибки (кроме русского языка). 8. Повторное обучение учащихся в связи с неаттестацией 8.1. Учащиеся, имеющие академическую задолженность по двум и более предметам или условно переведенные, но не ликвидировавшие академическую задолженность в установленные сроки, могут быть оставлены на повторное обучение или переведены на другую форму обучения по заявлению родителей (законных представителей). 8.2. Учащиеся 1-го класса могут быть оставлены на повторный год обучения в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (по согласованию с родителями (законными представителями). 9. Порядок внесения изменений и (или) дополнений в положение 9.1. Инициатива внесения изменений и (или) дополнений в настоящее Положение может исходить от органов коллегиального управления, представительных органов работников, учащихся, родителей, администрации ОУ. 9.2. Изменения и (или) дополнения в настоящее Положение подлежат открытому общественному обсуждению на заседаниях педагогического совета. 9.3. Изменения в настоящее Положение вносятся в случае их одобрения педагогическим советом и утверждаются приказом руководителя ОУ. 9.4. Внесенные изменения вступают в силу с учебного года, следующего за годом принятия решения о внесении изменений. 10. Исполнители. 1. 2. 3. 4. Учителя - предметники Руководители МО. Классные руководители. Заместитель директора по УВР.