Положение о школьной библиотеке

«ПРИНЯТО»
решением Педагогического Совета
Протокол № 1 от 28.08.2023

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
МОБУ Ново-Павловской ООШ
Г.Ф. Ткаченко
Приказ № 91 от 28.08.2023

ПОЛОЖЕНИЕ
О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения
Ново-Павловской основной общеобразовательной школы
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о библиотеке разработано в соответствии с
Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской
Федерации» с изменениями на 29 декабря 2022 года и Федеральным Законом
от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле» (в редакции от 11 июня 2021
года), с учетом Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О
противодействии экстремистской деятельности» с изменениями на 28 декабря
2022 года, Устава МОБУ Ново-Павловской ООШ и других нормативных
правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность
общеобразовательных организаций.
1.2. Данное Положение о библиотеке школы (далее - Положение) обозначает
основные принципы, задачи и функции библиотеки в школе, определяет
организацию деятельности, управление, порядок пользования школьной
библиотекой, а также регламентирует права и обязанности пользователей и
работников библиотеки.
1.3. Настоящее Положение регламентирует работу и функции библиотеки
общеобразовательной организации, которая способствует формированию
культуры личности учащихся школы и позволяет повысить эффективность
информационного
обслуживания
образовательной,
воспитательной
деятельности.
1.4. Настоящее Положение является локальным нормативным актом школы
и определяет уровень требований к библиотеке .
1.5. Школьная библиотека участвует в образовательной, воспитательной
деятельности в целях обеспечения права участников образовательных
отношений на бесплатное пользование библиотечно-информационными
ресурсами.

1.6.
Деятельность библиотеки школы организуется и осуществляется в
соответствии с российскими культурными и образовательными традициями, а
также со сложившимся в обществе идеологическим и политическим
многообразием. Образовательная и просветительная функции библиотеки
базируются на максимальном использовании достижений общечеловеческой
культуры, обеспечивается учебными, методическими и справочными
документами.
1.7. Школьная библиотека доступна и бесплатна для читателей, обучающихся,
учителей и других работников образовательной организации, может также
удовлетворять запросы родителей на литературу по педагогике и образованию
с учетом имеющихся возможностей.
1.8. Цели школьной библиотеки - формирование общей культуры личности
обучающихся на основе освоения Федеральных государственных
образовательных стандартов, содержания общеобразовательных программ, их
адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и
последующего освоения профессиональных образовательных программ,
воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование
установки на здоровый образ жизни.
1.9.
Библиотека руководствуется в своей деятельности Положением,
федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской
Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской
Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации,
решениями органа управления образованием и Уставом образовательной
организации.
1.10. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной
информации, перечень основных услуг и условия их предоставления
библиотеками определяются в Правилах пользования библиотекой.
1.11. Образовательная организация несет ответственность за доступность и
качество библиотечно-информационного обслуживания библиотеки.
1.12. Организация обслуживания участников образовательной деятельности
производится в соответствии с правилами охраны труда и пожарной
безопасности, санитарно-гигиеническими требованиями и нормами.
2. Принципы деятельности школьной библиотеки
2.1. Деятельность школьной библиотеки основывается на принципах
демократии, гуманизма,
общедоступности,
приоритета
общечеловеческих
ценностей, гражданственности, свободного развития
личности.
2.2. В библиотеке запрещается издание и распространение печатных, аудио-,
аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков,
предусмотренных частью первой статьи 1 Федерального закона от 25 июля
2002 г. № 114ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (с
изменениями на 28 декабря 2022 года).

2.3. В соответствии со ст. 13 Федерального закона № 114-ФЗ к таким
материалам относятся:
• материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности
либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления
такой деятельности;
• публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или)
расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных
или иных преступлений, направленных на полное или частичное
уничтожение какой-либо
этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы;
• официальные материалы запрещенных экстремистских организаций;
• материалы, авторами которых являются лица, осужденные в соответствии с
международно-правовыми актами за преступления против мира и
человечества и содержащие признаки, предусмотренные частью первой
статьи 1 настоящего Федерального закона;
• любые
иные,
в
том числе
анонимные,
материалы,
содержащие признаки, предусмотренные частью первой статьи 1
настоящего Федерального закона.
2.4. В помещении библиотеки размещается Федеральный список
экстремистской литературы, утвержденный федеральным органом
исполнительной власти, запрещенной к распространению на территории
Российской Федерации.
3. Задачи библиотеки
3.1. Обеспечение образовательной, воспитательной деятельности и
самообразования учащихся и педагогов образовательной организации.
3.2. Обеспечение участникам образовательной деятельности — обучающимся,
педагогам, родителям (законным представителям) учащихся — доступа к
информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством
использования библиотечно-информационных ресурсов на различных
носителях:
бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий);
цифровом (DVD –диски, флэш-накопители).
3.3. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного
пользователя – обучение пользованию книгой, обучение поиску, отбору и
критической оценке информации.
3.4. Воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала.
3.5. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе
внедрения новых информационных технологий и компьютеризации
библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной
библиотечной среды.

3.6. Бесплатное предоставление школьникам в пользование на время
получения образования учебников и учебных пособий из библиотечного
фонда.
4. Основные функции библиотеки
Для реализации основных задач школьная библиотека:
4.1. Осуществляет основные функции библиотеки – образовательная,
информационная, культурная.
4.2. Формирует
фонд библиотечно-информационных
ресурсов
образовательной организации:
• комплектует универсальный фонд учебными, художественными, научными,
справочными, педагогическими и научно-популярными документами на
традиционных и нетрадиционных носителях информации, учитывая
Федеральный список экстремистской литературы, запрещенной к
распространению на территории Российской Федерации, утвержденный
Федеральным органом исполнительной власти;
• пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет, базами и
банками данных других учреждений и организаций;
• осуществляет размещение, организацию и сохранность документов.
4.3. Создает информационную продукцию:
• организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги
(алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку
статей, тематические картотеки), электронный каталог, базы данных
образовательной организации;
• разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки,
обзоры, указатели и т.п.);
• обеспечивает
информирование пользователей об информационной
продукции.
4.4. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание обучающихся:
• обслуживание читателей на абонементе, в читальном зале;
• предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе
изучения их интересов и информационных потребностей;
• создает
условия для реализации самостоятельности в обучении,
познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию;
• способствует развитию навыков самообучения (участие в сетевых
олимпиадах, телекоммуникационных проектах в системе дистанционного
обучения);
• организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и
потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний,
умений и навыков работы с книгой и информацией;
• оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в
процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности;

организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей, и
читательской культуры личности, содействует развитию критического
мышления.
4.5. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание педагогических работников:
• выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные
с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
• создает
банк педагогической информации как основы единой
информационной службы общеобразовательной организации, осуществляет
накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам;
• способствует проведению занятий по формированию информационной
культуры.
4.6. Осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное
обслуживание родителей (законных представителей) обучающихся:
• удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях
в библиотеку;
• консультирует по вопросам учебных изданий учащихся школы.
4.7. Осуществляет ведение необходимой документации по учету
библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с
установленным порядком.
4.8. Проводит популяризацию литературы с помощью индивидуальных,
групповых и массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических
обзоров, обсуждений книг, читательских конференций, литературных вечеров,
викторин и др.).
4.9. Обеспечивает соответствующий санитарно-гигиенический режим и
благоприятные условия для обслуживания читателей.
4.10. Проводит изучение состояния читательского спроса (степени его
удовлетворения) с целью формирования оптимального состава библиотечного
фонда.
4.11. Систематически информирует читателей о деятельности школьной
библиотеки.
4.12. Формирует библиотечный актив, привлекает читателей к участию в
работе совещательного органа – библиотечного совета и актива читателей.
4.13. Обеспечивает требуемый режим хранения и сохранности библиотечного
фонда, согласно которому хранение учебников осуществляется в отдельном
помещении.
4.14. Организует
работу
по
сохранности
библиотечного
фонда
образовательной организации.
5. Организация деятельности библиотеки
5.1. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе
библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с Федеральными
государственными
образовательными
стандартами,
учебным
и
•

воспитательным планами школы, программами, проектами и планом работы
школьной библиотеки.
5.2. Спонсорская помощь, полученная библиотекой в виде целевых средств на
комплектование фонда и закупку оборудования, не влечет за собой снижения
нормативов и (или) абсолютных размеров финансирования из бюджета.
5.3. Общеобразовательная организация создает условия для сохранности
аппаратуры, оборудования и имущества школьной библиотеки.
5.4. Ответственность за систематичность и качество комплектования
основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии
с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий,
создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор
школы в соответствии с Уставом образовательной организации.
5.5. Режим работы библиотеки определяется директором в соответствии с
правилами внутреннего распорядка МБОУ Ново-Павловской ООШ
5.6. При определении режима работы библиотеки предусматривается
выделение:
• двух часов рабочего времени ежедневно на выполнение внутрибиблиотечной
работы; • одного раза в месяц — санитарного дня, в который обслуживание
пользователей не производится.
6. Организация, управление и штаты
6.1. Общее руководство библиотекой и контроль за ее деятельностью
осуществляет директор школы, который утверждает нормы и технологические
документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет
ответственность за все стороны деятельности библиотек, в первую очередь, за
комплектование и сохранность ее фонда, а также за создание комфортной
информационной среды для читателей.
6.2. Руководство
библиотекой
осуществляет
назначенный
приказом директора учитель (далее библиотекарь) который несет
ответственность в пределах своей компетенции перед директором школы,
обучающимися, их родителями (законными представителями) за
организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с
функциональными обязанностями, предусмотренными
Уставом школы и
инструкцией ответственного за работу с библиотечным фондом.
6.3. Ответственный за работу с библиотечным фондом учитель отвечает за
организацию работы библиотеки и результаты ее деятельности, составляет
годовые планы и отчет о работе, которые обсуждаются на Педагогическом
совете и утверждаются директором. Годовой план работы библиотеки
является частью общего годового плана образовательной организации.
6.4. График работы школьной библиотеки устанавливается в соответствии с
расписанием работы образовательной организации.
6.5. Ответственный за работу с библиотечным фондом учитель получает
доплату за работу , не входящую в круг прямых должностных обязанностей в

соответствии с Положением об оплате труда работников МБОУ НовоПавловской ООШ.
6.6. Библиотекарь должен строго соблюдать настоящее Положение, правила и
требования охраны труда и пожарной безопасности в помещении библиотеки
и в образовательной организации.
7. Права, обязанности и ответственность работников библиотеки
7.1 Библиотекарь имеет право:
• самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечноинформационного обслуживания образовательной и воспитательной
деятельности в соответствии с целями и задачами, указанными в настоящем
Положении и Уставе образовательной организации;
• проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и
кружки
библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры;
• изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с
инструкцией по учету библиотечного фонда;
• определять в соответствии с правилами пользования библиотекой,
утвержденными директором школы, и по согласованию с родительским
комитетом виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного
пользователями библиотеки;
• взыскивать в соответствии с действующим законодательством компенсацию
ущерба, нанесенного пользователями библиотеки, за несовершеннолетних
пользователей ответственность несут законные представители;
• участвовать в управлении образовательной организацией в порядке,
определяемом Уставом;
• быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам
отличия, предусмотренным для работников образования и культуры;
• участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в
работе библиотечных ассоциаций или союзов.
7.2. Библиотекарь обязан:
• обеспечить пользователям возможность работы с информационными
ресурсами библиотеки; информировать пользователей о видах
предоставляемых библиотекой услуг;
формировать фонды в соответствии
с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий,
образовательными программами общеобразовательной организации,
интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей;
• совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное
обслуживание пользователей;
• обеспечивать сохранность использования носителей информации, их
систематизацию, размещение и хранение;
• обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей
и работой школы;

вести документацию библиотеки и отчитываться в установленном порядке
перед директором общеобразовательной организации.
7.3. Библиотекарь несет ответственность:
• за соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством
о труде, Правилами внутреннего трудового распорядка в школе, трудовым
договором.
• за выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
• за сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном
действующим законодательством Российской Федерации.
8. Права и обязанности пользователей
библиотеки
8.1. Пользователи школьной библиотеки имеют
право:
• получать полную информацию о составе библиотечного фонда,
информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой школы услугах;
• пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
• получать консультационную помощь в поиске и выборе источников
информации;
• получать во временное пользование на абонементе и в читальном зале
печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники
информации;
• продлевать срок пользования документами и литературой;
• участвовать в мероприятиях, проводимых школьной библиотекой;
• обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
8.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
• соблюдать правила пользования библиотекой;
• бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать
страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на
различных носителях, оборудованию, инвентарю;
• пользоваться ценными и справочными документами и литературой только в
помещении библиотеки школы;
• убедиться при получении книг в отсутствии дефектов, а при обнаружении
проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за
обнаруженные дефекты в сдаваемых книгах несет последний пользователь;
• расписываться в читательском формуляре за каждую полученную книгу
(исключение:
обучающиеся 1- 4 классов);
• возвращать книги в библиотеку в установленные сроки;
• заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи им
равноценными,
• полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или
работы в образовательной организации.
•

9. Порядок пользования школьной библиотекой
9.1. Запись обучающихся и педагогических работников школы в библиотеку
производится в индивидуальном порядке, а родителей (законных
представителей) обучающихся — по паспорту.
9.2. Перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно.
9.3. Документом, подтверждающим
право
пользования
библиотекой,
является читательский формуляр.
9.4. Читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов
из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.
9.5. Пользование энциклопедиями, словарями, справочниками осуществляется
в читальном зале.
10. Заключительные положения
10.1. Настоящее Положение о школьной библиотеке является локальным
нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и
утверждается (либо вводится в действие) приказом директора
образовательной организации.
10.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение,
оформляются в письменной форме в соответствии действующим
законодательством Российской Федерации.
10.3. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке,
предусмотренном п.10.1. настоящего Положения.
10.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных
пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически
утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».