Рабочая программа воспитания дошкольного образования 2021-2022 уч.год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ново-Павловская основная общеобразовательная школа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ НовоПавловской ООШ
_____________Г.Ф. Ткаченко

Рабочая программа воспитания
дошкольной разновозрастной группы

составитель
воспитатель Орлова Н.А.

Ростовская область
Кашарский район
С. Новопавловка
2021год

Содержание
Особенности воспитательного процесса в детском саду
Цель и задачи воспитания
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Основные направления самоанализа воспитательной работы
Особенности воспитательного процесса в детском саду
В МБОУ Ново-Павловской ООШ (дошкольная группа) образовательный процесс
осуществляется в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом
Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (далее – ФГОС ДО). В связи с этим обучение
и воспитание объединяются в целостный процесс на основе духовно-нравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества. Основной целью педагогической работы является
формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа
жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,
физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка,
формирования предпосылок учебной деятельности.
Ведущей в воспитательном процессе является игровая деятельность. Игра широко
используется как самостоятельная форма работы с детьми и как эффективное средство и
метод развития, воспитания и обучения в других организационных формах. Приоритет
отдается творческим играм (сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, игрыдраматизации и инсценировки, игры с элементами труда и художественной деятельности)
и игры с правилами (дидактические, интеллектуальные, подвижные, хороводные т.п.).
Отдельное внимание уделяется самостоятельной деятельности воспитанников. Ее
содержание и уровень зависят от возраста и опыта детей, запаса знаний, умений и
навыков, уровня развития творческого воображения, самостоятельности, инициативы,
организаторских способностей, а также от имеющейся материальной базы и качества
педагогического руководства. Организованное проведение этой формы работы
обеспечивается как непосредственным, так и опосредованным руководством со стороны
воспитателя.
Индивидуальная работа с детьми всех возрастов проводится в свободные часы (во время
утреннего приема, прогулок и т.п.) в помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с
целью активизации пассивных воспитанников, организации дополнительных занятий с
отдельными детьми, которые нуждаются в дополнительном внимании и контроле,
например, часто болеющими, хуже усваивающими учебный материал при фронтальной
работе и т.д.
Воспитательный процесс организуется в развивающей среде, которая образуется
совокупностью природных, предметных, социальных условий и пространством
собственного «Я» ребенка. Среда обогащается за счет не только количественного
накопления, но и через улучшение качественных параметров: эстетичности,
гигиеничности, комфортности, функциональной надежности и безопасности, открытости
изменениям и динамичности, соответствия возрастным и половым особенностям детей,

проблемной насыщенности и т.п. Воспитатель заботится о том, чтобы дети свободно
ориентировались в созданной среде, имели свободный доступ ко всем его составляющим,
умели самостоятельно действовать в нем, придерживаясь норм и правил пребывания в
различных помещениях и пользования материалами, оборудованием.
Приоритетным в воспитательном процессе является физическое воспитание и развитие
воспитанников. Успех этого направления зависит от правильной организации режима дня,
двигательного, санитарно-гигиенического режимов, всех форм работы с детьми и других
факторов. Оптимизация двигательного режима обеспечивается путем проведения
различных подвижных, спортивных игр, упражнений, занятий физкультурой, организации
детского туризма, самостоятельной двигательной деятельности и т.п.
Значительное внимание в воспитании детей уделяется труду, как части нравственного
становления. Воспитательная деятельность направлена на формирование эмоциональной
готовности к труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к
миру труда взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и
дифференцированный подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений,
способностей, усвоенных умений, личностных симпатий при постановке трудовых
заданий, объединении детей в рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского
труда.
Для дошкольной группы важно интегрировать семейное и общественное дошкольное
воспитание, сохранить приоритет семейного воспитания, активнее привлекать семьи к
участию в учебно-воспитательном процессе. С этой целью проводятся родительские
собрания, консультации, беседы, просмотры родителями отдельных форм работы с
детьми, кружки, применяются средства наглядной пропаганды (информационные
бюллетени, родительские уголки, тематические стенды, фотовыставки и др.),
привлекаются родители к проведению праздников, развлечений и др.
Цель и задачи воспитания
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны,
укоренѐнный в духовных и культурных традициях многонационального народа
Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек) формулируется общая цель воспитания в группе – личностное развитие
воспитанников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении
ими опыта осуществления социально значимых дел).

Данная цель ориентирует воспитателя не на обеспечение соответствия личности ребенка
единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности. В связи с этим важно сочетание усилий воспитателя по развитию личности
ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество,
партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям
дошкольников:
1. В воспитании детей младшего дошкольного возраста
- обеспечение позитивной социализации, мотивации, поддержки и развития
индивидуальности детей через общение, игру, участие в исследовательской
деятельности и других формах активности.
Задачи:
- развивать положительное отношение ребенка к себе и другим людям;
- сформировать коммуникативную и социальную компетентности;
Развивать у детей интерес к эстетической стороне действительности, ознакомление с
разными видами и жанрами искусства (словесного, музыкального, изобразительного),
в том числе народного творчества;
- создавать становлению у детей ценностей здорового образа жизни;
- сформировать стремление у детей быть причастными к труду взрослых (помогать
поливать и убирать участок, расчищать дорожки от снега, ремонтировать игрушки,
книги и т.д.), стремление оказывать посильную помощь, поддерживать чувство
удовлетворения от участия в различных видах деятельности, в том числе творческой;
- сформировать представление о России как своей стране, узнавать и называть
символику свой страны (флаг, герб, гимн).
2. В воспитании старшего дошкольного возраста:
- обеспечение развития общей культуры личности ребенка, интеллектуальнопознавательных способностей, социально-нравственных, эстетических, физических
качеств.
Задачи:
- обогащать представление детей о многообразии культурных норм и ценностей,
принятых в обществе;
- поддерживать самостоятельное взаимодействие и сотрудничество со взрослыми и
сверстниками в разных видах деятельности, становление детского сообщества;

- воспитывать чувство ответственности,
формирование основ патриотизма;

самостоятельности,

инициативности,

- углублять представления детей о правилах безопасного поведения и умение
следовать им в различных ситуациях, содействовать становлению ценностей здорового
образа жизни;
- сформировать систему ценностей, основанную на непотребительском отношении к
природе и понимании природы;
- развивать предпосылки восприятия и понимания произведений искусства (живопись,
графика, скульптура, архитектура) в многообразии его жанров (портрет, пейзаж);
художественных литературных произведений и музыки, интерес к русскому языку ,
языках других народов;
- поощрять проявления морально-волевых качеств.
Целевые ориентиры воспитательной работы для детей старшего дошкольного
возраста:
Направления
воспитания
Патриотические

Социальное

Познавательное

Ценности
Родина,
природа

Показатели

Любящий свою малую родину и имеющий
представление о своей стране, испытывающий
чувство привязанности к родному дому, семье,
близким людям
Человек, семья, Развивающий основные направления добра и зла,
дружба,
понимающий и уважающий ценности семьи и
сотрудничество общества, способный к сочувствию и заботе, к
нравственному поступку, проявляющий задатки
чувства долга: ответственность за свои действия
и поведение, принимающий и уважающий
различия между людьми. Освоивший основы
речевой культуры. Дружелюбный и
доброжелательный, умеющий слушать и слышать
собеседника, способный взаимодействовать со
взрослыми и сверстниками на основе общих
интересов и дел
Знания
Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в самовыражении, в
том чмсле творческом, проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в
познавательной, игровой, коммуникативной и
продуктивных видах деятельности и в
самообслуживании, обладающий первичной
картиной мира на основе традиционных

Физическое и
Здоровье
оздоровительное

Трудовое

Труд

Этикоэстетическое

Культура и
красота

ценностей общества.
Владеющий основными навыками личной и
общественной гигиены, стремящийся соблюдать
правила безопасного поведения в быту, социуме,
природе.
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения у людям,
результатам их деятельности, проявляющий
трудолюбие при выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве, стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах деятельности,
обладающий зачатками художественноэстетического вкуса.

Необходимо организовать работу с семьями воспитанников, их родителями или
законными представителями, направленную на совместное решение вопросов
личностного развития детей.
Задачи:
1. Приобщение родителей к участию в жизни ДОУ.
2. Изучение и обобщение лучшего опыта семейного воспитания.
3. Повышение педагогической культуры родителей.
Виды взаимоотношений, посредством которых будет осуществляться взаимодействие
- сотрудничество – «общение на равных», где ни одной из сторон не принадлежит
привилегия указывать, контролировать, оценивать;
- взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется
на основании чувственного познания окружающего мира и с помощью общества.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в ДОУ интересную и
событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом
воспитания подрастающего поколения.
Достижению поставленной цели воспитания дошкольников будет способствовать
решение следующих основных задач:




развитие социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических
качеств; создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого
ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными
особенностями и склонностями;
формирование общей культуры личности, в том числе ценностей здорового и
устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности,
активной жизненной позиции;










развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка;
организация содержательного взаимодействия ребенка с другими детьми,
взрослыми и окружающим миром на основе гуманистических ценностей и идеалов,
прав свободного человека;
воспитание патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в
обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
воспитание чувства собственного достоинства в процессе освоения разных видов
социальной культуры, в том числе и многонациональной культуры народов России
и мира, умения общаться с разными людьми;
объединение воспитательных ресурсов семьи и дошкольной организации на основе
традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества; установление
партнерских взаимоотношений с семьей, оказание ей психолого-педагогической
поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) в
вопросах воспитания, развития и образования детей.

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Виды деятельности – игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды;
- Коммуникативная (общие и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
- познавательно-исследовательская
экспериментирования с ними);

(исследование

объектов

окружающего

мира

и

- восприятие художественной литературы;
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице);
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, бумагу, природный и иной
материал;
- изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкальноритмические движения)
- двигательная (овладения основными движениями) формы активности ребенка;
Формы организации деятельности:
- игра, игровое упражнение;
- тематический модуль;
-чтение, беседа/разговор, ситуации;
- конкурсы, викторины;
- проекты, наблюдения, экологические акции, пешеходные прогулки;
- праздники, развлечения, физкультурно-спортивные мероприятия.

Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих
направлений воспитательной работы дошкольной группы. Каждое из них представлено в
соответствующем модуле.
Модуль1. Образовательная область
Художественно - эстетическое воспитание как таковое, способствующее развитию
природных наклонностей, творческих способностей, дарований, творческого
воображения, фантазии также рассматривается в контексте становления детской личности
накануне школьной жизни. Реализация его задач происходит на основе широкой
интеграции и пронизывает весь педагогический процесс в дошкольном учреждении,
включая различные формы работы с детьми (НОД, самостоятельная художественная
деятельность, праздники, развлечения, кружки). В этих формах комплексно используются
произведения музыкального, театрального, литературного, изобразительного искусства в
контексте общечеловеческой и национальной культуры.
Первоочередными задачами нравственного развития дошкольников является пробуждение
гуманных чувств личности, формирования морально-волевых качеств, ознакомления с
содержанием и значением нравственных требований, норм и правил поведения, моральноэтическими ценностями. Особое значение придается гражданскому воспитанию с
дошкольных лет: прививанию чувств любви и уважения к родным и близким, других
людей, родительского дома, детского сада, своего села, города, интереса и уважения к
государственным символам (флаг, герб, гимн), исторического и культурного наследия
украинского народа, гордости за его достижения и желание приобщиться к общественнополезных дел и значимых общественных событий.
Дошкольная группа
проводит конкурсы, выставки: «Золотая осень», совместные
мероприятия с родителями такие как «День мам», «Новый год», «Выпускной бал».
Воспитатель помогает подготовиться к успешному участию в конкурсе, консультирует
родителей по созданию условий, мотивации, помогают в подготовке. Педагогам
приходится учиться видеть домашние условия и возможности ребенка, понимать
современного родителя и их трудности, быть терпимыми, и доброжелательными к
любому родителю и оказывать посильную помощь в развитии детей дома.
Социально-коммуникативное воспитание
Основной задачей трудового воспитания детей дошкольного возраста, как составной
части нравственного становления, является формирование эмоциональной готовности к
труду, элементарных умений и навыков в различных видах труда, интереса к миру труда
взрослых людей. Важным аспектом является индивидуальный и дифференцированный
подходы к детской личности (учет интересов, предпочтений, способностей, усвоенных
умений, личностных симпатий при постановке трудовых заданий, объединении детей в
рабочие подгруппы и т.д.) и моральная мотивация детского труда. Беседы на этические
темы: «О труде людей осенью», «Об уходе за комнатными растениями» и др., чтение
художественной литературы, придумывание сказок, рассказывание и обсуждение картин,
иллюстраций а так же приучение к положительным формам общественного поведения.
Одним из важных вопросов остается воспитание экологической культуры у детей. Его
решение осуществляется в следующих направлениях: формирование реалистических
представлений о явлениях природы, элементов экологического мировоззрения, развитие
позитивного эмоционально-ценностного, бережного отношения к окружающей природной
среды, привитие практических умений целесообразного природопользования.
В процессе формирования представлений о природе у детей дошкольного возраста
используются дидактические игры: «Кому без них не обойтись?», «Выбираем работу»,

«Зачем (для чего, почему) нужно это делать?», организация игровой ситуации,
загадывание загадок.
Физическое воспитание
Правильное физическое воспитание детей – одна из ведущих задач дошкольных
учреждений. Хорошее здоровье, полученное в дошкольном возрасте, является
фундаментом общего развития человека. Ни в какой другой период жизни физическое
воспитание не связано так тесно с общим воспитанием, как в первые семь лет. В период
дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, долголетия всесторонней
двигательной подготовленности и гармонического физического развития. В группе
проводятся спортивные праздники: «Ко дню защитников отечества».
Подвижные игры-соревнования. Это игры: «Зайцы в огороде», «Хитрая лиса», «Мы –
веселые ребята», «Горелки» и др.
Тема игры
«Где спрятался мышонок?»
«Бегите ко мне»
«По ровненькой дорожке»
«Бежать к флажку»
«Найди свой цвет»
«Беги к флажку»
«Угадай, кто кричит?»
«зайка-серенький»
«Солнышко
и дождик»,
Кошка и мышки»,
«Где мышонок?»

воспитывать интерес к физическим упражнениям
воспитывать интерес к физическим упражнениям
Воспитывать внимание
Воспитывать внимание
Воспитывать выдержку
Воспитывать выдержку
воспитывать
умение соблюдать
в ходе игры
элементарные правила
воспитывать
умение соблюдать
в ходе игры
элементарные правила
Воспитывать
потребность
делиться своими впечатлениями с воспитателями и
родителями
Воспитывать
потребность
делиться своими впечатлениями с воспитателями и
родителями
воспитывать доброжелательность

Познавательное воспитание
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один
из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того,
насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные
способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок,
которому интересно узнавать что-то новое и у которого это получается, всегда будет
стремиться узнать еще больше – что самым положительным образом скажется на его
умственном развитии.
В группе представлены следующие уголки игровой активности:
1. Уголок конструирования
В данном уголке комплекты строительных конструкторов.
Строительный материал размещен в групповой комнате так, чтобы детям можно было
легко пользоваться им – удобно и доступно. Конструктор: пластмассовый, мозаика.
2. Книжный уголок

Особое значение в работе придаем работе с художественной литературой, знакомстве с
книгой; стараясь привить любовь к чтению. Ведь именно литература помогает ребѐнку
познавать мир, заставляет задуматься о своих и чужих поступках, воспитывает и учит.
На книжной полке у нас много книг, разных по содержанию, для разного возраста;
стихи и сказки, рассказы и книжки-малышки, детские энциклопедии.
3. Уголок безопасности
Есть в группе уголок безопасности: модель светофора, дорожные знаки, макет
проезжей части, дидактические игры. Дети с удовольствием разъясняют друг другу,
что обозначает дорожный знак или как вести себя на дороге.
Игровое воспитание
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального
мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и
индивидуальных
особенностей,
от
правильного
методического
руководства
взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения игр.
Воспитатель должен быть знаком с каждым из этапов формирования игры, знать их
отличительные особенности, уметь руководить игрой на каждом этапе, развивать игровую
деятельность дошкольника.
Прямым следствием дефицита игры является целый комплекс проблем в развитии
современных детей: снижено или отсутствует произвольное поведение, самосознание,
творческое воображение. Ведь именно в игре формируются эти качества, складываются
межличностные отношения и коммуникативные способности детей.
Чтобы повысить активность и обогатить движения детей, в группе созданы
соответствующие условия, использовать различные предметы и игрушки (мячи, шарики,
кубики, скакалки и др..). Игра: («Лошадки», «Кузнечики», «Догони мяч», «Принеси
предмет», «Шире шаг» и т.п.); подскоки и прыжки («Прыгни выше»,« Коснись мяча »,«
Поймай бабочку »). Упражнения с обручем, игры-забавы (« Прятки »,« Жмурки »,«
Мыльные пузыри »и др.).
Тема работы
«Правила поведения
улице»
«Мы - пассажиры»
«Магазин»

Форма проведения
на Беседа о правилах поведения на улице: «Красный,
желтый, зеленый»
Д/и «На улице»
Беседа поведения в транспорте.
Д/и «Поездка на автобусе»
Д/и «Магазин»

Модуль 2. «Я и моя Родина»
Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания.
Патриотизм – это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к
своей стране – России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в
целом.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе, родному языку,
культурному наследию своего народа;
2) воспитание любви, уважения к своим национальным особенностям и чувства
собственного достоинства как представителя своего народа;

3) воспитание уважительного отношения к гражданам России в целом, своим
соотечественникам и согражданам, представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне зависимости от их этнической
принадлежности;
4) воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания
единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.
При реализации указанных задач воспитатель должен сосредоточить свое внимание
на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
 ознакомлении детей с историей, героями, культурой, традициями России и
своего народа;
 организации коллективных творческих проектов, направленных на приобщение
детей
к российским общенациональным традициям;
 формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного
отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности
человека.
2 – 3 года

3 – 4 года

4 – 5 лет

Воспитывать
интерес
к Способствовать установлению Способствовать
народному искусству: сказки. положительных
контактов возникновению интереса к
музыка, пляски, потешки.
между детьми, основанных на родному селу и стране, к
общих интересах к действиям общественным
с игрушками, предметами и праздникам
и
взаимной симпатии. Освоение событиям.
Воспитывать
представлений о названии привычку
родного города, некоторых к овладению отдельными
городских объектах, Освоение правилами поведения на
начальных представлений о улице, в транспорте.
родной
стране:
название,
понимание
некоторых
общественных Воспитывать
многообразия
россиян
праздниках и событиях.
разных национальностей
Воспитывать интерес к миру —
особенностей
их
природы.
Узнаѐт
дом, внешнего вида, одежды,
квартиру, в которой живѐт, традиций.
Развитие
детский сад, группу.
интереса
к
сказкам,
песням, играм разных
народов.
Развитие
толерантности
по
отношению
к
людям
разных национальностей
Знает название страны и
города, в котором живѐт,
хорошо ориентируется в
ближайшем
окружении.
Освоение начальных пред
ставлений о родной стран
е: название, некоторых

общественных праздниках
и событиях. Освоение
стихов, песен о родной
стране.
5 – 6 лет

6 – 8 лет

Освоение представлений о с Освоение представлений о р
воем селе
- одном
селе,
—
его особенностях (местах о названии улиц,
тдыха и работы близких, ос
некоторых
новных
архитектурных особенностях,
достопримечательностях). Ос
воение представлений о назв достопримечательностях Пон
ании
ближайших
улиц, имание
назначении
некоторых назначения
общественны
общественных учреждений
учреждений, разных видов т
ранспорта. Овладение
Понимание
особенностей
правил
поведения
в представлениями о местах тр
общественных местах
уда и отдыха людей в родно
м селе, об истории села
Проявление интереса к родн
ой стране. Освоение предста Освоение представлений о р
влений
о
ее
столице, одной
стране
—
государственном флаге и гер
ее
государственных
бе.
символах, президенте, столице
и
крупных
городах,
Освоение представлений о с особенностях
природы.
одержании основных
Проявление
интереса
к
государственных праздников ярким фактам из истории и
России, ярких исторических культуры страны и общества
, некоторым выдающимся
событиях, героях России.
Понимание
многообразия людям России.
россиян
разных Освоение стихотворений, пес
национальностей
- ен, традиций разных народов
особенностей их внешнего России,
вида,
одежды,
традиций.
Развитие интереса к сказкам, народных промыслов. Прояв
песням,
играм
разных ление желания участвовать в
народов. Развитие толерантн
праздновании
ости по отношению к людя государственных праздников и
м разных национальностей. социальных акциях страны и
города.
Понимание того, что все люди
трудятся,
чтобы
жить Освоение представлений о
счастливо и сделать свою планете Земля как общем доме
страну богатой и счастливой. людей, многообразии стран и
народов
мира
—
Осознание
элементарных представлений
необходимости проявлять то о многообразии стран и
лерантность по отношению к народов

людям
национальностей.

разных мира; особенностях их внеш
него вида (расовой принадле
жности),
национальной
одежды, типичных занятиях.
Осознание, что все люди
стремятся к миру, хотят
сделать
свою страну богатой, красив
ой, охраняют природу, чтят
своих предков.
Освоение
некоторых национальных ме
лодий, песен, сказок, танцев
народов мира. Осознание
необходимости проявлять то
лерантность по отношению к
людям
разных
национальностей.

Модуль 3. «Традиционные события в ДОУ»
Праздники благотворно влияют на развитие психических процессов ребенка: памяти,
внимания; создают прекрасную атмосферу для развития речи ребенка, для закрепления
знаний, полученных на различных занятиях; способствуют его нравственному
воспитанию, развитию социально-коммуникативных навыков.
Чтобы снизить утомляемость детей, нужны частые смены видов деятельности. Для этих
целей на празднике используются игры и представления. Они позволяют детям
расслабиться и подвигаться.
Подготовка к празднику является отличным стимулом для детей на занятиях по развитию
речи и музыке. Малыши разучивают песни, стихи и танцевальные движения не просто
так, а для того, чтобы потом продемонстрировать все свои умения родителям на детском
утреннике, да еще получить за это подарки, которые тоже занимают не последнее место в
мотивации ребенка. Таким образом, воспитатель всегда может объяснить ребенку, для
чего проводится то или иное занятие и почему нужно стараться. А когда у малыша есть
конкретный стимул, он и заниматься будет усерднее.
Во-вторых, праздник – это возможность для родителей получить представление о том,
какие у ребенка взаимоотношения с коллективом и с другими детьми.
В-третьих, праздник в детском саду позволяет родителям сравнить навыки своего ребенка
с умениями сверстников, и, возможно, выделить какие-то проблемные моменты, над
которыми стоит поработать дома. Помимо этого, можно оценить поведение ребенка в
коллективе: насколько он общителен, не стесняется ли он, и достаточно ли он
дисциплинирован.
Дошкольная группа организует праздники в форме тематических мероприятий:
Тема работы
- «День знаний»
- «Здравствуй, осень!», «Осенние
посиделки»
- Путешествие в страну дорожных
знаков

Форма проведения
торжественная линейка 1 сентября
- тематические занятия
тематические занятия

- «Здравствуй, елка новогодняя»
День защитника Отечества – 23
февраля»
Сюрприз для мам и бабушек»
«9 мая – День Победы»
- «До свиданья, детский сад!»
Праздник цветов и лета
- Музыкально-спортивный праздник

праздник с приглашением родителей
праздник с приглашением родителей
праздник с приглашением родителей
тематические занятия
- «До свиданья, детский сад!»
тематическое занятие
тематическое занятие.\

Модуль 4. «Индивидуальная работа с воспитанниками»
Индивидуальная работа с детьми как самостоятельная организационная форма проводится
с детьми всех возрастов в свободные часы (во время утреннего приема, прогулок и т.п.) в
помещениях и на свежем воздухе. Она организуется с целью активизации пассивных
детей, дополнительных занятий с отдельными детьми (новенькими, теми, часто
пропускают из-за болезни, другие причины и хуже усваивают программный материал при
фронтальной работе). Изучение особенностей личностного развития детей ведется через
наблюдение за поведением в их повседневной жизни, в специально создаваемых
педагогических ситуациях, в играх: «Какая игрушка спряталась. Способствовать развитию
произвольного внимания, памяти, умения сосредоточиться на выполнении задания»,
речевые разминки: проговаривание коротких стихотворений и др.
В ходе индивидуальной работы с воспитанниками ДОУ решается ряд задач и используются
определѐнные приѐмы работы:




В младшей подгруппе детям может требоваться больше времени, чтобы привыкнуть к
новым людям и начать свободно чувствовать себя в обстановке детского сада. Именно
в этом возрасте необходимо обратить внимание на таких воспитанников, чтобы в
дальнейшем избежать педагогической запущенности, своевременно уделить внимание
проблемам ребѐнка. Например, воспитатель может разучивать песни с ребѐнком,
который по болезни пропустил несколько дней (именно воспитатель для малыша
оказывается самым близким человеком в саду). В младшей подгруппе можно
использовать следующие методические приѐмы:
o Игровые приѐмы. Именно игра помогает осуществить значительную часть
индивидуальной работы. Например, игра «Угадай инструмент»: ребѐнок
слушает отрывки из разных простых произведений и пытается угадать, на
каком инструменте они исполнены. Пальчиковые игры могут использоваться не
только в качестве физкультминуток на занятиях, но и как полноценные
упражнения для развития мелкой моторики.
o Практические приѐмы. Для детей с творческими наклонностями это может
быть создание аппликаций, рисунков. Такие задания помогают раскрыть
предпочтения ребѐнка, понять, с какими цветами и формами ему больше
нравится работать, а также позволяют отрабатывать аккуратность и
усидчивость.
В средней подгруппе (возраст от 4 до 5 лет) в качестве приѐмов работы следует
уделить значительное внимание дидактическим играм. Например, «Накорми куклу», в
которой ребѐнок запоминает названия предметов посуды, продуктов питания. Игра
«Оденем куклу» — всѐ то же самое, но касательно предметов одежды. «Собираем
пирамидку» — ребѐнок закрепляет знания названий цветов и форм предметов, а также
отрабатывает простые навыки счѐта. С помощью таких игр можно развивать и
математические, и речевые (повторение стишков, потешек), и творческие способности
детей. Такие задания можно давать не только во время занятий, но и в свободное время





малышей, во время прогулки, т. к. ребѐнок будет работать над ними индивидуально и
это не отнимет много времени.
В старшей подгруппе (дети 5–6 лет) можно применять более сложные дидактические
игры, развивающие внимание и наблюдательность. Для этого будут уместны игры
наподобие «Четвѐртый лишний», когда ребѐнок сравнивает предметы по заданным
критериям, называет их сходства и различия, объединяет в группы по сходным
признакам. Это полезно для детей с рассеянным вниманием. Здесь также будет
интересна работа с иллюстрациями: например, ребѐнку нужно рассмотреть картину с
изображением осеннего пейзажа и назвать признаки осени, ответить на вопросы
воспитателя. На развитие речи будет полезна дидактическая игра «Кто что делает»,
когда ребѐнок должен ставить глаголы в правильную форму. Для развития памяти
хороши задания на запоминание ряда картинок: их последовательности, цвета, формы
изображѐнных предметов.
В подготовительной подгруппе (возраст от 6 до 7 лет) всѐ больше заданий должно
обращаться к личному опыту и знаниям дошкольника. Например, дидактическая игра
на проверку знания культуры своей страны «Назови известных богатырей» или
задание на развитие речи «Назови слова, где третий звук гласный». Для развития речи
и слухового внимания подойдѐт игра в подбор рифм. Математическая игра «Найди
пару» способствует развитию элементарных математических представлений ребѐнка
(когда он должен находить похожие по форме предметы и геометрические фигуры).
Простой уровень игры — нахождение предметов по карточкам, как на иллюстрации
ниже. Сложный уровень — когда ребѐнок ищет совпадения формы по предметам в
комнате. Все эти задания можно делать как частью полноценного занятия, так и давать
ребѐнку во время прогулок или свободных минут.

Модуль 5. «Работа с родителями»
Работа с родителями или законными представителями дошкольников осуществляется для
более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием
позиций детского сада и семьи в данном вопросе.





семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогам и детям площадку для
совместного проведения досуга и общения;
родительские гостиные, на которых обсуждаются вопросы возрастных особенностей
детей, формы и способы взаимодействия родителей с детьми, проводятся мастерклассы, семинары, круглые столы с приглашением специалистов;
·Дни открытых дверей, во время которых родители могут посещать занятия для
получения представления о ходе воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;

· общие родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых
проблем обучения и воспитания школьников;





консультационный пункт, в котором осуществляется работа специалистов по запросу
родителей;
помощь со стороны родителей в подготовке и проведении мероприятий
воспитательной направленности;
индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий
педагогов и родителей;
размещение на персональном сайте ДОУ информации о воспитательной работе ДОУ.
Основные направления самоанализа воспитательной работы

Самоанализ организуемой в дошкольной группе воспитательной работы осуществляется
по выбранным направлениям и проводится с целью выявления основных проблем
воспитания дошкольников и последующего их решения.
Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации.
Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной
работы в МБОУ Ново-Павловская ООШ (дошкольная группа), являются:








принцип
гуманистической
направленности
осуществляемого
анализа,
ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам, так и
к педагогам, реализующим воспитательный процесс;
принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий
экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких
как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений
между воспитанниками и педагогами;
принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий
экспертов на использование его результатов для совершенствования
воспитательной деятельности педагогов: грамотной постановки ими цели и задач
воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности;
принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития
воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное
развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад
участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной
социализации и саморазвития детей.

Направления анализа зависят от анализируемых объектов. Основными объектами анализа
воспитательного процесса являются:
1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития воспитанника каждой группы.
Осуществляется анализ воспитателем совместно с директором с обсуждением его
результатов на заседании педагогического совета МБОУ Ново-Павловская ООШ.
Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и
саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагога
сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы
личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие
проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее
предстоит работать педагогическому коллективу.
2. Состояние совместной деятельности детей и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в
дошкольной группе комфортной и личностно развивающей совместной деятельности
детей и взрослых.
Осуществляется анализ директором и воспитателем.

Способами получения информации о состоянии организуемой в группе совместной
деятельности детей и взрослых могут быть беседы со родителями, педагогами, при
необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании
педагогического совета.
Внимание при этом сосредотачивается на вопросах, связанных с:



качеством проводимых обще групповых мероприятий;
качеством совместной деятельности воспитателя и родителей;

Итогом

самоанализа

организуемой

воспитательной

работы,

является

перечень

выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу.
Нормативно-правовая документация





Федеральный закон от 31 июля 2020г. №304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам
воспитания обучающихся»
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования, приказ Минобрнауки №1155 от 17.10.2013г, (ФГОС ДОО)
Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «об образовании в Российской
Федерации»

Календарный план воспитательной работы
разновозрастной группы на 2021-2022 учебный год
Модуль: «Традиционные события в ДОУ»
Календарный
период

Мероприятия

Ответственный

Сентябрь

Праздник «День Знаний»

Воспитатель

Неделя безопасности ПДД.
Октябрь

Утренник «Здравствуй, осень»

Воспитатель, родители

Праздник «День учителя»
Ноябрь

Утренник «День матери»

Воспитатель

Декабрь

Утренник «Здравствуй,
праздник, Новый год!»

Воспитатель, родители

Январь

Неделя безопасности

воспитатель

Развлечение «Святочные
посиделки»
Февраль

Занятие «Наша армия – наша
сила»

Воспитатель, родители

Утренник «День Защитников
Отечества»
Март

Утренник «Мамин праздник»

Воспитатель, родители

Апрель

Экологическая акция «День
земли»

Воспитатель

Занятие « День космонавтики»
Май

Праздничное мероприятие
«День победы»
Утренник «До свидания, детский

Воспитатель, родители

сад!»
Июнь

Праздничное мероприятие ко
дню защиты детей «Пусть всегда
будет солнце»

Воспитатель, младший
воспитатель

Июль

Развлечение «Праздник цветов»

воспитатель

Август

Праздник «День Нептуна»

воспитатель

Модуль: «Я и моя Родина»»

Календарный
период

Мероприятие, форма проведения

Ответственный

Рассматривание семейных
фотографий. Составление рассказов
из личного опыта. Беседа о родном
крае.

воспитатель

Беседа о родословной семьи, о
бабушках, дедушках. Развлечение
«Я люблю свою бабушку»

Воспитатель

Рассказ о людях разных
национальностей, живущих в
России. Знакомство с обычаями.
Рисование народ орнаментов.

Воспитатель

Тема
Сентябрь
Моя семья. Моя
Родина
Октябрь
Семейные традиции
Ноябрь
Люди разных
национальностей

Утренник Ко дню матери
Декабрь

Подготовка к Новому году.

Отдыхаем вместе с
семьей

Выставка «Новогодняя игрушка»

Январь
«Коляда, коляда»
Февраль
«Вместе с папой»

Воспитатель, родители

Утренник «Здравствуй Новый год»
Развлечение «Пришла Коляда –
отворяй ворота»
Спортивный утренник
«Защитникам отечества»

Воспитатель

Воспитатель, родители

Март

Утренник Для мам и бабушек

Воспитатель, родители

День Земли. Посадка деревьев.

Воспитатель

Май

9 мая – День Победы

Воспитатель, родители

«День Победы»

Утренник «До свидание, детский
сад»

«Праздник мам и
бабушек»
Апрель
«Дела семейные»

«Прощание с
детским садом»

Модуль: «Работа с родителями»

Мероприятия

Сроки
проведения

Ответственный

Сентябрь

Воспитатель

Организация и проведение родительских
собраний

В течении года

воспитатель

Участие родительской общественности в
мероприятиях

В течении года

Воспитатель,
родители

Анкетирование родителей

В течении года

воспитатель

Май

воспитатель

Субботники по благоустройству территории

В течении года

Воспитатель,
родители

Консультации для родителей

В течении года

воспитатель

Заседания родительского комитета.

Сочинение родителей «Мой ребенок»

Модуль: «Индивидуальная работа с воспитанниками»
Мероприятия

Сроки проведения

Ответственный

 Двигательные подвижные
дидактические игры, подвижные

В течении года

Воспитатель

игры с правилами, игровые
упражнения, соревнования.
 Игровая: сюжетные игры, игры с
правилами.
 Коммуникативная беседа,
ситуативный разговор, речевая
ситуация, составление и
отгадывание загадок, сюжетные
игры, игры с правилами.
 Трудовая: совместные действия,
дежурство, поручение, задание,
реализация проекта.
 Познавательноисследовательская: наблюдение,
экскурсия, решение проблемных
ситуаций, экспериментирование,
коллекционирование,
моделирование, реализация
проекта, игры с правилами.
 Музыкально-художественная:
слушание, исполнение,
импровизация,
экспериментирование, подвижные
игры (с музыкальным
сопровождением)
 Чтение художественной
литературы: чтение, обсуждение,
разучивание

В течении года
Воспитатель
В течении года
Воспитатель
В течении года
Воспитатель
В течении года

Воспитатель

В течении года


Воспитатель

Модуль: «Образовательная область»
«Безопасность»

Мероприятия

«Зеленый огонек» - ПДД
Чтение С. Михалков «Моя улица»
«Огонь друг или враг»
Правила пожарной безопасности

Сроки
проведения

Ответственный

Сентябрь

Воспитатель

«Съедобные и не съедобные грибы»

октябрь

воспитатель

ноябрь

Воспитатель

декабрь

воспитатель

январь

воспитатель

февраль

Воспитатель

март

воспитатель

апрель

воспитатель

май

воспитатель

Игра-ситуация «Если ты заблудился»
«Спички-не игрушка»
Чтение К. Чуковский «Путаница»
Безопасность в зимнее время
«От шалости до беды один шаг»
Моделирование ситуаций, рассматривание
картинок, дид. Игры, загадки.
Чтение Ш. Перро «Красная шапочка»
Беседа «Люди вокруг нас»
Моделирование ситуаций, рассматривание
картинок, дид.игры, загадки.
«Кошки и собаки – наши верные друзья»
Чтение Г. Зайцев «Крепкие зубы»
Моделирование ситуаций, рассматривание
картинок, дид. Игры, загадки.
Беседа «Чистота и здоровье»
Моделирование ситуаций, рассматривание
картинок, дид. Игры, загадки.
Правила поведения в природе
Правила поведения в чрезвычайной ситуации
Моделирование ситуаций, рассматривание
картинок, дид. Игры, загадки.
Беседа «Спорт-это здоровье»
Моделирование ситуаций, рассматривание
картинок, дид. Игры, загадки.

«Физическое воспитание»
Мероприятия , досуг, развлечение

Сроки
проведения

Ответственный

День здоровья –Развлечение Мойдодыр

Сентябрь

Воспитатель

Если с другом вышел в путь

октябрь

воспитатель

Посмотри как край хорош

ноябрь

Воспитатель

Зимние забавы

декабрь

воспитатель

Кто со спортом дружит, никогда не тужит

январь

воспитатель

Летчики, танкисты

февраль

Воспитатель

март

воспитатель

апрель

воспитатель

май

воспитатель

Мы растем здоровыми
Береги природу
Вот и лето пришло


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».