03.10.2022
Обеспечение
комплексной безопасности в МБОУ Ново-Павловской ООШ
Главной целью охраны жизни и здоровья детей в детском саду является
создание и обеспечение здоровых и безопасных условий, сохранение жизни и
здоровья воспитанников в процессе воспитания и организованного отдыха.
Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасной
жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников, родителей и
детей безопасному образу жизни в сложных условиях социального,
техногенного, природного и экологического неблагополучия. Данная ситуация
поставила перед необходимостью систематизации работы по трем направлениям: предвидеть, научить, уберечь.
Понятие безопасности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты: охрана жизни и здоровья детей, обеспечение
безопасных условий труда сотрудников ДОУ. Но современный мир изменил
подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как
экологическая катастрофа и терроризм.
Деятельность коллектива дошкольной группы направлена на
осуществление комплекса мероприятий для обеспечения безопасного пребывания
детей, сотрудников, родителей в детском саду.
В комплексную безопасность участников образовательного процесса входят:
-меры по антитеррористической защищённости;
-меры по противопожарной безопасности;
-меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
-меры по обеспечению сохранности жизни из здоровья детей;
- меры по охране труда и техники безопасности;
- меры по электробезопасности
Работа по обеспечению безопасности строится по таким разделам:
1. Создание нормативно – правовой базы.
2. Создание условий для безопасной жизнедеятельности.
3. Работа с персоналом.
4. Работа с родителями.
5. Работа с детьми.
В дошкольной группе создана нормативно-правовая база, включающая:
• законодательные и нормативные документы по антитеррористической
защищенности, пожарной безопасности (Закон РФ «О Безопасности» от
05.03.1992 №2446-1, ФЗ «О противодействии терроризму» от
06.03.2006 №35- ФЗ, Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 "О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации",приказы,
инструктивные письма вышестоящих организаций)
• нормативные документы, регламентирующие деятельность сотрудников
по обеспечению безопасного пребывания воспитанников и сотрудников в
учреждении.
• информационные документы (инструкции, памятки, обращения,
информация).
Разработан и согласован паспорт безопасности.
Пересмотрена пожарная декларация в соответствии с последними изменениями.
Разработана программа производственного контроля.
Все сотрудники имеют справки об отсутствии судимости.
Ответственные прошли обучение по ГО и ЧС, пожарной безопасности,
охране труда, электробезопасности.
По учреждению изданы приказы и разработаны следующие документы:
1. Приказ об обеспечении антитеррористической защищенности, в
котором определён порядок охраны учреждения, пропускной режим, обязанности
сотрудников по обеспечению режима безопасности, назначены ответственные
лица.
2. Приказы о назначении ответственных лиц за обеспечение работы
пожарной сигнализации, подписан контракт на техобслуживание.
3. Планы эвакуации об
организации эвакуации детей и сотрудников.
4. Приказ о противопожарном режиме.
5. Приказы о назначении ответственных лиц за
противопожарную безопасность, за охрану труда и технику безопасности,
за тепловой режим, электрооборудование.
6. Разработан план мероприятий по обеспечению
безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса.
7. Разработан план эвакуации.
8. Разработаны и утверждены инструкции:
9. Имеются памятки по действиям персонала при возникновении угрозы
террористических актов и чрезвычайных ситуаций.
В учреждении установлено дежурство в ночное время – сторожа, в дневное
время пропускной режим на территорию учреждения осуществляется ответственным
лицом за открытие и закрытие ворот, дверей в течение дня (дежурный техперсонал)
определена периодичность осмотра территории.
Имеются в достаточном объеме первичные средства пожаротушения – огнетушители.
Входные и эвакуационные двери металлические и металлопластиковые.
Поддерживаются в надлежащем состоянии пути эвакуации и запасные
выходы. Обеспечены спец. одеждой обслуживающий, учебно-вспомогательный
персонал и сотрудники пищеблока.
Ведется контроль за безопасностью используемого в образовательном
процессе оборудования, приборов, технических и наглядных средств обучения; за
санитарно-гигиеническим состоянием игровой, физкультурного зала, а также
пищеблока в соответствии с требованиями норм и правил безопасности
жизнедеятельности.
Неукоснительно выполняются требования контрольно-надзорных органов по
устранению недостатков.
Контроль и обеспечение безопасности учреждения, участков и прилегающей
территории с целью своевременного обнаружения и предотвращения опасных
предметов и ситуации осуществляется помощником воспитателя, директором и
сторожами с отметкой в журнале регистрации осмотра территории.
С целью укреплённости и защищённости учреждения территория группы
закрывается на замок.
Закрыты металлические ворота для въезда посторонних машин.
Над входами усилено уличное освещение.
Одним из самых важных направлений работы по обеспечению
безопасности дошкольного учреждения является работа с персоналом:
1. Каждый сотрудник ознакомлен с должностными инструкциями под роспись.
2. Ежегодно на начало учебного года издаются приказы о персональной
ответственности за обеспечение сохранности жизни и здоровья детей на
каждого педагога с ознакомлением под роспись.
3. В школе имеются памятки по действиям при возникновении угрозы
террористического акта или чрезвычайной ситуации, ведётся разъяснительная
работа.
4. Проводятся плановые и внеплановые инструктажи.
5. С целью предупреждения травматизма детей, охраны их жизни и здоровья с воспитателем
и помощником воспитателя
проводятся целевые инструктажи перед проведением массовых мероприятий,
экскурсий, организованных выходов за пределы территории детского сада. Приказом
назначаются ответственные лица.
6. Имеется информационные стенды по пожарной и
антитеррористической безопасности, где размещены телефоны экстренных
служб, инструкции и памятки.
7. Осуществляется контроль за выполнением режима безопасности и
противопожарного режима. Ведётся контроль за работой сторожей в вечернее, ночное
время и в выходные и праздничные дни. Проверка осуществляется по телефону, а
также посещением в вечернее время.
8. Своевременно проводится уборка территории, так и за её пределами.
9. Постоянно проводятся занятия по эвакуации сотрудников и детей из здания.
10. Проводится работа по профилактике инфекционных заболеваний.
11. Работники проходят плановые медицинские осмотры.
С воспитанниками дошкольной группы также ведётся работа по формированию у
них безопасного поведения. Работа проводится по программе Н. В.
Вераксы «От рождения до школы» по разделу «Безопасность» в
форме бесед, сюжетно-ролевых игр, моделирования ситуаций, игровых, тестовых и
тематических занятий.
Работа с родителями по обеспечению безопасности проводится через
разные формы: собрания, консультации, беседы, обращения,
памятки. Родители привлекаются к работе по предупреждению детского
дорожно-транспортного травматизма
Следим за тем, чтобы родители (законные представители) лично
приводили и забирали детей (под роспись, передавали ребёнка воспитателю, а не
доводили его до калитки, воспитывая в нём самостоятельность, не оставляли вещи
детей на участках. Обязательно сообщали о причине неявки в группу. Также
проводим разъяснительную работу о том, что ребёнка с признаками заболевания
нельзя приводить в детский сад.
Обеспечение безопасности зависит не только от оснащенности объектов
самыми современными техникой и оборудованием, но и прежде всего от
человеческого фактора, т. е. от грамотности и компетентности людей,
отвечающих за безопасность образовательных учреждений, от слаженности
их совместной работы с администрацией и педагогами, от подготовленности детей и
работников учебных заведений к действиям в чрезвычайных ситуациях.
15.10.2022
Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Поддержание чистоты кожи и волос, гигиена полости рта, привычка к проведению утренней зарядки, соблюдение чистоты и аккуратности в одежде, порядка в комнате, на рабочем месте, в шкафах с книгами, игрушками — основные гигиенические навыки, которые должны быть сформированы в процессе воспитания ребенка. В дальнейшем они превращаются у детей в устойчивую привычку мыть руки и ноги и чистить зубы, аккуратно одеваться, убирать за собой игрушки и т. д. Создание такой «гигиенической детерминанты» в сознании ребенка, глубоко укоренившейся в психике и воспринимаемой как насущная необходимость, является лучшей защитой его от многих заболеваний.
12.10.2022
В дошкольной группе
систематически и планомерно ведется работа, направленная на сохранение и
укрепление здоровья детей. В целях своевременного выявления отклонений в
здоровье воспитанников в детском саду проводится отслеживание состояния
здоровья детей.
Педагоги организуют
образовательный процесс с учётом здоровья детей, их индивидуальных особенностей
развития. В группах соблюдаются требования СанПиН. Состояние помещений детского
сада соответствует гигиеническим требованиям, поддерживается в норме световой,
воздушный, питьевой режимы. В детском саду создается безопасная,
здоровьесберегающая, комфортная развивающая среда, педагогами регулярно
проводятся физкультурно-оздоровительные мероприятия:
·
утренняя гимнастика;
·
другие виды гимнастик (дыхательная, пальчиковая, гимнастика пробуждения);
·
физкультурные занятия, в том числе на воздухе;
·
физкультурные праздники, досуги, соревнования;
·
подвижные и спортивные игры;
·
физминутки и динамические паузы;
·
комплекс закаливающих мероприятий;
·
дни здоровья;
·
«Зимние забавы».
В текущем году в
группе отсутствуют кишечные заболевания, травмы, отравления, несчастные
случаи, повысилось количество вирусных заболеваний (ОРЗ, ОРВИ - пик
заболеваемости вызван инфекционной вспышкой, характерной и для других детских
садов в этот период); других заболеваний не выявлено.
14.10.2022
Организация физкультурно-оздоровительной работы
Одной из важных задач учреждения является создание условий для охраны жизни
и укрепления здоровья детей. Для её решения проводится систематическая работа. Использовались
различные средства физического воспитания в комплексе: рациональный режим,
питание, закаливание (в повседневной жизни) и движение (утренняя гимнастика,
развивающие упражнения, спортивные игры, досуги, спортивные занятия).
Закаливающие мероприятия осуществляются в зависимости от сезона и погоды. В
группах проводятся воздушное закаливание, используются различные формы
проведения гимнастики (с традиционным комплексом упражнений,
танцевально-ритмические упражнения и подвижные игры). В теплый и в летний
период утренняя гимнастика и физкультурные занятия проводятся на открытом
воздухе. В сетку занятий включены 3 физкультурных занятия. Для детей
дошкольного возраста одно из занятий проводится на улице (если позволяют
погодные условия). Уделяется внимание профилактике переутомления детей,
проводятся физминутки, «минутки тишины», пальчиковые игры, артикуляционная
гимнастика, гимнастика пробуждения (после дневного сна), соблюдается
дифференцированная нагрузка на физкультурных занятиях. Для занятий физкультурой
созданы условия в детском саду.
Медицинское обслуживание осуществляется
ФАП . Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи воспитанникам,
прохождение периодических медицинских осмотров, диспансеризации осуществляет
учреждение здравоохранения МБУЗ ЦРБ в порядке, установленном законодательством
в сфере охраны здоровья, которое обеспечивает Учреждение медицинским работником
на договорной основе.
Анализ деятельности ДОУ по
заболеваемости, организации охраны жизни и укреплению здоровья воспитанников.
Число пропусков одним ребенком дней в МБДОУ
год |
Среднегодовая численность детей |
Число пропусков дней одним ребенком по болезни |
2021 год |
10 воспитанников |
9 |
Среднегодовая численность детей |
Число пропусков дней |
|
2022 год |
10 воспитанников |
11 |
В течение года проводилась работа по
укреплению и сохранению здоровья детей: закаливающие процедуры, витаминизация
пищи, профилактическая работа, вакцинация по плану, медицинский осмотр и
диспансеризация.
Максимальный объем учебной нагрузки на воспитанников
регламентирован сеткой занятий, утвержденной Учебным планом, не превышает норм
предельно допустимой нагрузки.
Одно из основных звеньев в общем комплексе
мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний у детей
дошкольного возраста, придается полноценному питанию детей.
Питание детей в
дошкольной группе организовано в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями по системе аутсорсинга. Организатором детского питания являлся ООО
«Общепит». Питание построено на основании 10 дневного утвержденного меню.
В Учреждении осуществляется контроль: бракеражной комиссией (ежедневно) и
совместным контролем администрации.
Соблюдается режим питания.
Организация питьевого режима: кипячение воды. Дети ежедневно получают свежие
овощи, фрукты, соки.
Выводы: Продолжать выполнять планы
оздоровительных мероприятий в группе, комплексы организационных и
лечебно-профилактических мероприятий по оздоровлению детей (строгое
выполнять санитарно-гигиенический режим в дошкольной группе; проведение закаливающих
процедур, обливание, физкультурных занятий на свежем воздухе, утренней
гимнастики, организация прогулок, активное воздействие на образ жизни ребенка
путем целенаправленного санитарного просвещения родителей; противорецидивное
лечение детей с хроническими заболеваниями).
12.10.2022
Рациональное питание детей - необходимое
условие обеспечения здоровья, устойчивости к действию инфекций и других
неблагоприятных факторов, способности к обучению и работоспособности во все
возрастные периоды.
В связи с этим организация рационов
питания во время воспитательного и учебного процесса является одним из важных
факторов профилактики заболеваний и поддержания здоровья детей, а обеспечение
полноценного и безопасного питания дошкольников является приоритетным направлением
в осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Согласно Постановлению Главного
государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 № 32 СанПиН 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения» направленные на охрану здоровья детей при осуществлении
деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных
организациях независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм
собственности. Настоящими санитарными правилами установлены
санитарно-эпидемиологические требования как к организации питания в детском
саду, так и к составлению меню для организации питания детей разного возраста:
- Требования к оборудованию пищеблока,
инвентарю, посуде.
- Требования к условиям хранения, приготовления и реализации пищевых продуктов и кулинарных изделий.
- Требования к составлению меню для организации питания детей разного возраста.
- Требования к перевозке и приему в
дошкольные организации пищевых продуктов.
Для организации питания в детском саду
имеются функциональные помещения: пищеблок, склад продуктов питания.
Устройство и оборудование пищеблока соответствуют санитарным правилам и
нормам к организации детского общественного питания.
13.10.2022
В нашем учреждении создана система безопасности, направленная на
функционирование дошкольной группы в
режиме, предупреждающем пожары, возможные террористические акты и
обеспечивающем безопасное пребывание ребенка и взрослого в течение дня. Наше
учреждение функционирует в помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим,
противоэпидемическим требованиям и правилам пожарной безопасности. Информация о
телефонных экстренных служб находится на информационном стенде в доступном
месте. В группе установлена автоматическая пожарная сигнализация. В ДОУ
приобретены и поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные
средства пожаротушения: огнетушители. Соблюдаются требования к содержанию
эвакуационных выходов.
Комплексная безопасность включает:
·
Обеспечение охраны труда работников ДОУ
·
Противопожарную безопасность
·
Антитеррористическую защищенность и гражданскую оборону
·
Профилактику дорожно-транспортного травматизма
·
Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников
В целях обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности дошкольной
группы используются следующие технические средства:
- система оповещения о пожаре с выводом сигнала на пульт центральной
пожарной охраны;
- кнопка тревожной сигнализации - система оперативного оповещения дежурных
подразделений о факте незаконного вторжения или проникновения в детский
сад.
Имеется паспорт безопасности и План действий при возникновении ЧС.
Детский сад оборудован автоматической пожарной сигнализацией.
По периметру детского сада установлено ограждение. С сотрудниками проводятся
регулярные инструктажи по обеспечению безопасности. В групповых помещениях ДОУ,
в целях безопасности детей, вся мебель закреплена, нет травмоопасных игрушек.
Весь инвентарь, столовая посуда содержатся в чистоте и хорошем состоянии.
Участки для прогулок ежедневно осматриваются на наличие посторонних и
травмоопасных предметов.
Охрана труда в ДОУ представляет собой систему сохранения жизни и здоровья
работников в трудовой деятельности и воспитанников в процессе образовательной
деятельности, включающий нормативно-правовые, социально-экономические,
организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические
мероприятия.
Работа личного состава строится в соответствии с нормативными правовыми
актами Российской Федерации. Все работники ДОУ проходят инструктаж, обучение с
проверкой знаний требований охраны труда в соответствии с графиком.
В целях обеспечения пожарной безопасности и пребывания детей в ДОУ
разработана система мер по предупреждению нежелательных случаев, которые
неукоснительно соблюдаются всеми работниками и контролируются администрацией
школы.
Приказом директора назначен ответственный за пожарную безопасность.
Соблюдаются требования к содержанию эвакуационных выходов. Все сотрудники регулярно
проходят инструктаж по пожарной безопасности.
С целью предупреждения и пресечения возможности совершения
террористического акта в ДОУ введен комплекс организационно-профилактических
мероприятий по антитеррористической защищенности:
·
инструктаж работников ДОУ по противодействию террористическим проявлениям;
·
инвентаризация основных и запасных входов-выходов;
·
проведение осмотров территории и помещений;
·
организация уборки территории и помещений ДОУ;
·
информационное обеспечение в сфере антитеррористической деятельности;
·
проверка работоспособности кнопки тревожной сигнализации;
·
плановые проверки работоспособности технических средств защиты;
·
проведение объектовых тренировок по антитеррористической деятельности.
Работа постоянно действующей рабочей группы осуществляется на основании
Положения о постоянно действующей рабочей группе по организации и
проведению мероприятий по профилактике террористических угроз, которое
определяет функции и задачи комиссии.
Ежегодно в нашей группе проводится комплексная систематическая работа по
профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (далее - ДДТТ), целью
которой является создание условий для формирования у воспитанников устойчивых
навыков безопасного поведения на улицах и дорогах и воспитания грамотных и
дисциплинированных участников дорожного движения.
Охрана жизни и здоровья детей предполагает организацию обучения правилам
дорожного движения таким образом, чтобы у каждого субъекта
учебно-воспитательного процесса (воспитателя, родителя или воспитанника)
сформировалась жизненно важная потребность не только в изучении, но и
соблюдении правил дорожного движения.
Сформировавшаяся за годы программа работы базируется на системном подходе к
решению проблемы профилактики ДДТТ относительно всех субъектов образовательного
процесса и направлена на решение следующих задач:
·
сформировать у воспитанников устойчивые навыки соблюдения и выполнения
правил дорожного движения (далее - ПДД);
·
поддерживать у родителей воспитанников устойчивый интерес к безопасности и
здоровью детей как участников дорожного движения;
·
применять современные формы и методы обучения и воспитания детей,
инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на
улицах, дорогах;
·
использовать материально-технический потенциал группы и особенности
воспитательной системы образовательного учреждения для обучения безопасному
поведению на дороге и воспитания грамотных участников дорожного движения.
Организация работы образовательного учреждения по профилактике ДДТТ
строится с учетом возрастных особенностей детей и представлена по направлениям.
Охрана жизни и
здоровья детей - ведущий аспект управленческой деятельности, который отражается
во всех внутренних локальных актах, регламентирующих деятельность нашего
детского сада, уставе, правилах внутреннего трудового распорядка, трудовых
договорах с сотрудниками, договорах с родителями.
На основе этих документов в ДОУ издаются приказы, отражающие вопросы
безопасности жизни, сохранения и укрепления здоровья детей.
Воспитатели и специалисты, работающие с детьми изучают правила по охране труда
и технике безопасности, строго их соблюдают при проведении
учебно-воспитательного процесса.
17.10.2022
Оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные
пособия и др.) воспитатели ежедневно должны вести проверку состояния мебели и
оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых
углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и
оборудование на участках должны быть надёжно закреплены; игровые горки, лесенки
должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту
детей и санитарным нормам.
В весенне-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом
прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора.
В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от
снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок от снега и льда,
посыпание песком.
Требования по
обеспечению безопасности при организации прогулки:
- помощник воспитателя должен сопровождать детей на прогулку и с прогулки;
педагогам необходимо держать в поле зрения всех детей, наблюдать за детьми и
при необходимости прийти на помощь;
- обязанность воспитателя – следить за температурным режимом и в
соответствии с погодными и температурными условиями следить за одеждой детей и
за тем, чтобы у ребёнка был головной убор;
- предварительно перед прогулкой необходимо осмотреть участок на предмет
безопасности;
- хождение босиком по траве, асфальту, песку на участке разрешается только
после осмотра территории воспитателем на безопасность;
- игры с песком в песочнице допускается только при условии ежедневной
перекопки и ошпаривания песка кипятком;
- воспитатель должен соблюдать установленный режим, длительность прогулок,
смену деятельности воспитанников (подвижная, малоподвижная);
- для предупреждения переутомления, перегрева, переохлаждения детей во
время прогулки, игр, труда необходимо чередовать виды деятельности от подвижной
к малой в зависимости от плана проведения прогулки;
- обеспечить страховку, контроль воспитателем во время скатывания с горки,
скольжения по ледяным дорожкам, катания на качелях, лазании, спрыгивания с
возвышенности.
- не разрешается проводить игры около водоемов, прогулки возле проезжей
части дороги;
- не допускается организации прогулки на одном игровом участке одновременно
двум группам воспитанников;
- не оставлять детей во время прогулок без наблюдения воспитателя;
- запрещаются игры с водой в ветреную и холодную погоду;
- воспитатель обеспечивает наблюдение, контроль за спокойным выходом детей
из помещения и спуска с крыльца;
- запрещено лазание детей по перилам, заборам, деревьям;
- воспитатель обеспечивает контроль за выполнением детьми требований личной
гигиены (запрещается брать в руки, рот грязные предметы, снег, сосульки, не
бросать друг в друга песком, землей);
- в случае самовольного ухода воспитанника с прогулки
воспитатель
должен срочно сообщить об этом директору, родителям (или законным
представителям), в отделение полиции. Немедленно организовать поиск ребенка,
назвать приметы: внешний вид, возраст, описать одежду;
- при несчастном
случае воспитатель должен оказать ребенку первую медицинскую помощь, немедленно
сообщить об этом директору, фельдшеру, родителям, при необходимости доставить ребенка в больницу.
21.10.2022
Создание современной системы дошкольного образования,
ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребенка, выдвигает
постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу.
Пересматриваются прежние ценности и приоритеты,
цели и педагогические средства. Задачами педагогической деятельности становятся
воспитание личности, способной встраиваться в социум, позитивно вести себя в
нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять знания (а не только заучивать
и воспроизводить их), тщательно обдумывать принимаемые решения, четко
планировать свои действия. Реализация этих задач связана с формированием
педагога, способного работать с ребенком на результат, воспитывать у него
коммуникативные навыки и умения, отходить в организации учебно-воспитательного
процесса от авторитаризма, развивать стремление к самостоятельной мыслительной
деятельности.
Одним из эффективных средств решения данных
задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод
педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации
воспитательно-образовательной работы, влияющую на формирование компетентности
педагогов, выработку у них исследовательских умений, развитие креативности,
прогнозирования, поиска инновационных средств и, таким образом, повышающую
качество воспитательно-образовательного процесса.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации
познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование
личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации
проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет
ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные
навыки. Используя проект, как форму совместной развивающей деятельности детей и
взрослых, педагоги организуют воспитательно-образовательную деятельность
интересно, творчески, продуктивно.
Особенностью проектной деятельности в
дошкольной системе образования является
то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем,
сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому в
воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит
характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а
также вовлекаются родители. Родители становятся непосредственными участниками
образовательного процесса, обогащая свой педагогический опыт, испытывая чувство
сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка.
Педагогическое проектирование позволяет
интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и
применять их на практике. Процесс обучения становится не только более
экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает
наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру
речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни,
способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение
отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.
Метод проектов в работе с дошкольниками
сегодня — это достаточно
оптимальный, инновационный и перспективный метод, который должен занять свое
достойное место в системе дошкольного образования.
Именно поэтому, изучив методическую литературу,
познакомившись с историей возникновения проектного метода, типами и видами
проектов, структурой проекта и с опытом работы педагогических коллективов
других дошкольных учреждений, было решено внедрить инновационную технологию проектирования
в дошкольном учреждении», содержащую стратегию и тактику работы, обеспечивающую
оптимальную инновационную деятельность.
Целью проекта является: Организация в дошкольном
учреждении системы работы по внедрению в образовательный процесс ДОУ новой
инновационной технологии проектирования.
Для реализации данной цели поставлены
следующие задачи:
1. Формирование мотивационной готовности у всех
участников образовательного процесса к апробации новых форм, видов и содержания
детской деятельности.
2. Совершенствование профессионального уровня
педагогов через использование творческих форм активации и осмысления своей
педагогической деятельности.
3. Стимулирование и поддержка инновационной
педагогической деятельности ДОУ.
4. Установление партнерских взаимоотношений с
семьями воспитанников, с окружающим социумом путем объединения усилий для
развития и воспитания детей.
Реализация поставленных задач проходила в 3
этапа:
I подготовительный этап: разработка проектов, а именно определение целей,
задач проекта, определение поэтапной модели и плана действий над проектом,
анализ условий, уровень знаний, представлений, навыков детей по теме проекта.
На данном этапе происходит осознание
собственного опыта профессиональной деятельности, выявляются ее слабые и сильные
стороны, осуществляется проблемно-ориентированный анализ образовательной
деятельности, кадрового обеспечения, материально-технических условий,
нормативно-правовой и научно-методической базы и т.д. Кроме этого, выявляются
противоречия и проблемы, происходит поиск их субъективных и объективных причин
и пути их решения.
Второй этап – основной. На данном этапе осуществляется самостоятельное
моделирование, проектирование образовательных проектов, разрабатываются планы
развития материально-технической базы, сотрудничество с родителями,
общественными организациями и учреждениями. На этом этапе систематизируется и
обрабатывается накопленный материал, проходит понимание и обобщение опыта
работы, вырабатывается общий подход, методические рекомендации по организации и
развитию проектной деятельности воспитателей, специалистов в условиях ДОУ,
осуществляется подготовка творческих отчетов о реализации проекта. Третий этап
– заключительный: подводятся результаты проектной деятельности педагогов за
учебный год (участие в методических объединениях, семинарах - практикумах,
представление опыта проектирования образовательной деятельности на сайтах
Интернета, публикация статей). Итоги проектной деятельности оформляется в виде
мультимедийных презентаций по заданной теме.
Внедрение метода проектирования в дошкольном
учреждении позволяет сделать следующие выводы:
1. Метод проектов успешно реализуется в
сочетании с программой обучения и воспитания детей в детском саду.
2. Метод проектов как один из методов
интегрированного обучения дошкольников, основывается на интересах детей,
самостоятельную активность воспитанников детского сада.
3. Использование метода проектов в работе с
дошкольниками способствует активному повышению самооценки ребенка. Участвуя в
проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в
общее дело, радуется своим успехам.
4. Проектная деятельность качественно влияет на
повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и
профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных
возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного
процесса.
5. Родители стали активными участниками
образовательного процесса. Сблизились позиции ДОУ и семьи к совместной
творческой деятельности.
Использование инновационной технологии
проектирования способствует повышению уровня профессиональной компетенции
воспитателей; обучению воспитателей проектной деятельности, обеспечению
внедрения в педагогический процесс данной технологии; стимулированию развития интеллектуальной
и творческой инициативы воспитателей; расширению области специальных знаний
педагогов, развитию их аналитических, информационных и практических умений;
внедрению инновационных изменений в педагогический процесс; повышению качества
образования дошкольников; повышению вовлеченности родителей в образовательный
процесс и их удовлетворенности работой ДОУ.
01.11.2022
Просмотров всего: , сегодня: