03.10.2022
Целевые ориентиры
Целевые ориентиры
дошкольного образования представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня
дошкольного образования.
Специфика дошкольного
детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его
развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные
особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного
образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку
какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от
ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и
обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной
программы в виде целевых ориентиров.
Целевые ориентиры
не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной
оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и
подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением
промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Настоящие требования являются ориентирами для:
а) решения задач формирования Программы; анализа
профессиональной деятельности;
взаимодействия с семьями воспитанников;
б) изучения характеристик образования детей в
возрасте от 2 месяцев до 8 лет;
в) информирования родителей (законных
представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования,
общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
Целевые ориентиры не могут служить непосредственным
основанием при решении управленческих задач, включая:
·
аттестацию педагогических кадров;
·
оценку качества образования;
·
оценку как итогового, так и промежуточного уровня
развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме
тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных
методов измерения результативности детей);
·
оценку выполнения муниципального (государственного)
задания посредством их включения в показатели качества выполнения задания;
·
распределение стимулирующего фонда оплаты труда
работников ДОУ.
Целевые ориентиры
программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего
образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы
настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного
возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного
образования.
Целевые ориентиры
образования в раннем возрасте:
·
ребенок интересуется окружающими предметами и активно
действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих
действий;
·
использует специфические, культурно фиксированные
предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески,
карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками
самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом
поведении;
·
проявляет отрицательное отношение к грубости, жадности
·
соблюдает правила элементарной вежливости
·
владеет активной речью, включенной в общение; может
обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия
окружающих предметов и игрушек; речь становится полноценным средством общения
·
стремится к общению со взрослыми и активно подражает
им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит
действия взрослого;
·
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их
действиями и подражает им;
·
проявляет интерес к окружающему миру природы, с
интересом участвует в сезонных наблюдениях
·
проявляет интерес к стихам, песням и сказкам,
рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально
откликается на различные произведения культуры и искусства;
·
с понимание следит за действиями героев кукольного
театра, проявляет желание участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых
играх
·
у ребенка развита крупная моторика, он стремится
осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые
ориентиры образования детей младшего возраста (3-4 года)
•
Ребенок
интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально
вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять
настойчивость в достижении результата своих действий.
•
Использует
специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение
бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими.
Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять
самостоятельность в бытовом и игровом поведении; проявляет навыки опрятности.
•
Проявляет
отрицательное отношение к грубости, жадности.
•
Соблюдает
правила элементарной вежливости (самостоятельно или по напоминанию говорит
«спасибо», «здравствуйте», «до свидания», «спокойной ночи» (в семье, в
группе)); имеет
первичные представления об элементарных правилах поведения в детском саду,
дома, на улице и старается соблюдать их.
Целевые ориентиры образования детей среднего возраста
(4-5 лет)
•
Владеет
активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами,
понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек. Речь
становится полноценным средством общения с другими детьми.
•
Стремится
к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.
Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую
задачу.
•
Проявляет
интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им. Умеет играть
рядом со сверстниками, не мешая им. Проявляет интерес к совместным играм
небольшими группами.
•
Проявляет
интерес к окружающему миру природы, с интересом участвует в сезонных
наблюдениях.
•
Проявляет
интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинок, стремится
двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения
культуры и искусства.
•
С
пониманием следит за действиями героев кукольного театра; проявляет желание
участвовать в театрализованных и сюжетно-ролевых играх.
•
Проявляет
интерес к продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование,
аппликация).
•
У
ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды
движений (бег, лазанье, перешагивание и пр.). С интересом участвует в подвижных
играх с простым содержанием, несложными движениями.
Целевые ориентиры образования детей старшего возраста (5-6 лет)
•
Ребенок
овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет
инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности —
игре, общении,
познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.;
способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
•
Ребенок
обладает установкой положительного отношения к миру, к разным
видам
труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства;
активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх.
•
Способен
договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе
чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать
свою позицию по разным вопросам.
•
Способен
сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в
совместной деятельности.
•
Понимает,
что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической
принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических
особенностей.
•
Проявляет
эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в
этом нуждается.
•
Проявляет
умение слышать других и стремление быть понятым другими.
•
Ребенок
обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры,
различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и
социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их
оценивать.
•
Ребенок
достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания,
использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения
речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности.
•
У
ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.
•
Ребенок
способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и
правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях с взрослыми и
сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной
гигиены.
•
Проявляет
ответственность за начатое дело.
•
Ребенок
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется
причинно-следственными
связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и
поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с
произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из
области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
Целевые
ориентиры образования детей дошкольного возраста (6-7 лет)
•
Открыт
новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые
знания; положительно относится к обучению в школе.
•
Проявляет
уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
•
Эмоционально
отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и
профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность,
изобразительную деятельность и т.д.).
•
Проявляет
патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет
представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших
исторических событиях.
•
Имеет
первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая
традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и
противоположному полу.
•
Соблюдает
элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о
том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо;
проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
•
Имеет
начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ
жизни как ценность.
В
ДОУ проводится оценка индивидуального развития детей.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного
образования:
·
ребенок овладевает основными культурными способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах
деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.;
·
способен выбирать себе род занятий, участников по
совместной деятельности;
·
ребенок обладает установкой положительного отношения к
миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,
участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и
чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно
проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать
конфликты;
·
ребенок обладает развитым воображением, которое
реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет
разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам;
·
ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может
выражать свои мысли и желания,
·
может использовать речь для выражения своих мыслей,
чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может
выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности; у
ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет
основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
·
ребенок способен к волевым усилиям, может следовать
социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила
безопасного поведения и личной гигиены;
·
ребенок проявляет любознательность, задает вопросы
взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о
природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями
детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой
природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к
принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных
видах деятельности.
Такая оценка производится
педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования).
Результаты педагогической
диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения
следующих образовательных задач:
1)
индивидуализации
образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или
профессиональной коррекции особенностей его развития);
2)
оптимизации
работы с группой детей.