20.10.2022
20.10.2022
«Движение — это жизнь» - эти слова известны
практически каждому человеку. Движение — главное условие нормального роста и
развития организма. Тот факт, что двигательная активность полезна для организма
человека, бесспорен. Но далеко не все понимают, как важна она для формирования
физического и психического здоровья человека и насколько необходимо уже с
дошкольного возраста приучать детей вести активный образ жизни. Для педагогов
детского сада не секрет, что основными причинами ухудшения здоровья детей является
дефицит двигательной активности. Дошкольный возраст – это ответственный период
жизни, когда закладываются основы физического, психического и личностного
развития.
Задача педагогов
дошкольных учреждений - создание всех необходимых условий для того, чтобы
дошкольники росли физически здоровыми и крепкими. Одним из наиболее важных
направлений физического воспитания, как уже выяснилось, является двигательная
активность детей.
Потребность в
движении, в двигательной активности учёные называют кинезофилией – врожденной
биологической потребностью человеческого организма. Недостаточная двигательная
активность отрицательно сказывается на здоровье, психофизическом благополучии
детей, негативно влияет на двигательное и социальное развитие ребёнка. Движение
является обязательным компонентом любого вида деятельности дошкольника, в том
числе и игры. Низкий уровень двигательных умений, однообразие движений приводят
к обеднению содержания игровой деятельности ребёнка, и, наряду с другими
причинами, ограничивают его возможности реализовать себя в игре со
сверстниками. Игра и движения, объединяясь, становятся необходимым условием и
средством разностороннего развития и воспитания дошкольника.
Велико значение
двигательной активности в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости,
силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности,
товарищества и ответственности за действие друг друга. Во время игр у
дошкольников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных
движениях (беге, прыжках, метании, лазании и др.)
Для организации двигательной активности детей в режиме дня необходимо
создать все возможные условия для развития и оздоровления детей. Создание
здорового образа жизни для ребёнка в ДОУ является первоосновой его полноценного
воспитания и развития. Здоровый образ жизни предполагает приобщение детей к
двигательной культуре через целенаправленное физическое воспитание. Очень важно
рационально организовать режим в детском саду для того, чтобы дети как можно
больше находились в движении.
Развитие удетей представлений о своем теле и своих физических возможностях: произвольности действий
и движений. Понимается сумма естественных и специально
организованных движений ребёнка, обеспечивающая его
успешное физическое и психическое развитие. В
сфере совершенствования двигательной активности детей Координация движений –
овладение простыми двигательными навыками в условиях физических нагрузок.
Это физическая активность, которая включает в себя одновременно два
или более двигательных процессов. Работа по обучению
навыкам координации движений зачастую медленная и методичная, с
акцентом на правильной биомеханике во время выполнения трудных со спортивной
точки зрения физических упражнений.
Физические упражнения
на координацию движений включают в себя работу ног, бег по
кругу, повторение «в зеркальном отражении» движений партнера.
20.10.2022
Игра -
исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности,
свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения,
отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством
спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их
разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества
людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли
знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика
физического воспитания и др.
Свой важный и ничем не заменимый вклад в
определение и поддержание оптимального двигательного режима дошкольников с
учетом индивидуальной вариативности в показателях их здоровья и развития
призвана внести игровая деятельность и, в первую очередь, те ее виды, основу
которых составляет свободное детское движение.
Запас двигательной энергии ребенка,
особенно ребенка младшего возраста, настолько велик, что он самостоятельно
реализует потребность в движении естественным путем – в игре, и это хорошо было
известно с древних времен. «Многие из народов, прославившихся совершенством
своего физического и духовного развития, совсем не занимались систематической
гимнастикой, а, наоборот, на первом плане у них были игры», – замечает Е.А.
Покровский.
У древних греков для этой цели служили главным образом: прыганье, бег,
метание диска, борьба, игры в мяч, т.е. как именно те самые игры, которые и в
настоящее время более всего и всюду нравятся детям. «Игры представляют собой на
естественный вид физических упражнений... Ни при каком другом способе
физических упражнений цель эта не достигается так полно и верно, как, например,
при подвижных играх... Здесь в громадном большинстве случаев посильно работает
и упражняется весь организм, вследствие чего вернее достигается желательная
гармония между различными частями тела... Игры бесспорно составляют одно из
наиболее правильных, здоровых и гигиенических упражнений...