09.11.2022
11.10.2022
Современная
ситуация развития системы образования Российской Федерации
характеризуется актуализацией проблем и задач дошкольного образования.
Дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период
целенаправленного развития базовых качеств личности. В связи с этим
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012г. № 273-ФЗ определяет совокупность
обязательных требований к дошкольному образованию – это Федеральный
государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом Минобрнауки от
17.10.2013г. №1155.
Образовательная
система ДОО выполняет жизненно важную функцию помощи и поддержки при вхождении
детей в мир социального опыта. Заказ государства на сегодняшний
день предполагает подготовку социализированных членов общества.
Поэтому, в связи с
введением ФГОС ДО, вопрос организации развивающей
предметно-пространственной среды является особо актуальным, т. к. она
должна обеспечивать возможность педагогам дошкольной образовательной
организации эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с
учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Понятие предметно-развивающая
среда определяется как «система материальных объектов деятельности
ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и
физического развития» (С. Л. Новоселова).
Анализ развивающей
предметно-пространственной среды опирается на следующие
нормативно–правовые документы:
·
Приказ от 17 октября 2013г № 1155 «Об утверждении Федерального
образовательного стандарта дошкольного образования»;
·
Постановлением от 28.09.2020 года №26 "Об утверждении Санитарных
правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
Учитывались
следующие требования:
- Обеспечение
максимальной реализации образовательного потенциала пространства;
- Возможность
общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной
активности детей, возможность для уединения;
- Насыщенность среды,
в соответствии с возрастными возможностями детей и содержанию
программы;
- Трансформируемость
пространства;
- Полифункциональность
материалов;
- Вариативность среды;
- Доступность среды;
- Безопасность среды.
Учитывая эти требования и для
обеспечения максимальной реализации образовательного пространства
для развития детей дошкольного возраста, организация среды в
нашей дошкольной группе начинается с холла детского сада. У нас
оформлены уголки: «Информация для родителей», «Для, Вас
родители». Регулярно в холле проводятся тематические выставки
художественного творчества детей и родителей.
Раздевальные помещения оборудованы удобными шкафчиками, скамейками.
Оформлены информационные стенды для родителей, обеспечивающие доступность
информации об организации деятельности детей в детском саду. Имеется место
для выставок детских работ. Сменные выставки иллюстрируют жизнь
дошкольников в семье, в детском саду; подчеркивают индивидуальность
каждого воспитанника; вовлекают родителей в воспитательно-образовательный
процесс.
В группах создана
комфортная развивающая предметно-пространственная
среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям
детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет
детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же
время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами
деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы
не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Оборудование
размещено по периметру групповой комнаты (для речевого, математического, эстетического,
физического, познавательного развития), где широко используется принцип
интеграции образовательных областей. Они могут в зависимости от ситуации могут
объединяться в один или несколько многофункциональных центров. Это позволяет
детям объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование,
рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование.
Все игры и материалы в
группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к
ним.
Предметно-пространственная развивающая
образовательная среда:
- обеспечивает возможность общения
и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и
взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- обеспечивает учет национально-культурных,
климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность,
учет возрастных особенностей детей;
- является содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной. Для предметно-пространственной среды
используются все помещения ДОО. Беседки , игровая площадка на улице, коридоры,
лестница, столовая, спальня.
Предметно-пространственная среда в
обеспечивает условия для эмоционального благополучия и комфортной работы
педагогических и учебно-вспомогательных сотрудников.
Учреждение осуществляя образовательную
деятельность по ООП ОП ДО, создает материально-технические условия,
обеспечивающие:
1) возможность достижения воспитанниками
планируемых результатов освоения Программы;
– санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность,
оборудованию и содержанию территории, помещениям, их оборудованию и содержанию,
естественному и искусственному освещению помещений, отоплению и вентиляции,
водоснабжению и канализации, организации питания, приему детей в Учреждение,
организации режима дня, организации физического воспитания, личной гигиене
персонала;
– пожарной безопасности и
электробезопасности;
– охране здоровья воспитанников и охране
труда работников СП ДГ.
В Учреждении имеется методический кабинет с методическими пособиями и
комплектом методической литературы для организации ОП, ПК, доступ в Интернет.
13.10.2022
Предметно-пространственная развивающая
образовательная среда:
- обеспечивает возможность
общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых,
двигательной активности детей, а также возможности для уединения;
- обеспечивает учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, учет возрастных особенностей детей.
- является содержательно насыщенной,
трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Пространство групп организовано в виде
хорошо разграниченных зон (центров, уголков), оснащенных большим количеством
развивающих материалов. Оснащение уголков меняется в соответствии с
тематическим планированием образовательного процесса.
13.10.2022
Предметная развивающая
среда ДОУ должна обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, это та
система, которая обеспечивает жизнедеятельность детей и их полноценное
развитие, формирование основ базовой культуры личности, всестороннего развитие
психических и физических качеств в соответствии с ФГОС ДО.
Участок группы также является частью развивающего пространства группы, в пределах которого осуществляется свободная двигательная и игровая деятельность детей. Так как в летний период, когда большую часть времени дети проводят на свежем воздухе, то вопрос наполняемости предметно-развивающей среды на летних участках становится очень актуальным
Предметная среда на территории
дошкольного учреждения включает:
∙ теневой навес;
∙ спортивную площадку;
∙ цветочные клумбы,
цветники;
∙ площадка для игр с
песком, ветром;
∙ на площадке теневого
навеса: столы для общения детей с книгой, рисования, настольно-печатных игр,
конструктивных игр, оригами, аппликации, ручного труда, для работы с
природным материалом