17.10.2022
19.10.2022
Маленький ребенок по сути своей —
неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно
необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш
увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ
предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его
воображения и любознательности.
В детских учреждениях все создано для того, чтобы маленький исследователь
смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы эффективно развивать познавательную
сферу малыша, лучшим вариантом считается организация и проведение действий,
направленных на познание.
Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для
гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает окружающее его
пространство, приобретает опыт взаимодействия с различными предметами. Ребенок
приобретает определенные знания и овладевает конкретными навыками.
18.10.2022
Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, оно преобразует представление памяти, тем самым обеспечивая, в конечном счете создание заведомо нового. В этом смысле, все, что окружает нас и что сделано руками человека, весь мир культуры, в отличие от мира природы – все это является продуктом творческого воображения. Воображение играет в жизни ребенка значительно большую роль, чем в жизни взрослого
18.10.2022
18.10.2022
Прогресс современной цивилизации в
значительной степени обусловлен бурным развитием естествознания, в
частности, биосферных наук, в которых все земные процессы рассматриваются
во взаимосвязи, в единстве и взаимообусловленности их проявлений. Экология
в числе этих наук приобретает особую значимость.
В последние десятилетия
отчетливо просматривается развитие двух параллельных процессов –
усугубления экологических проблем планеты и их осмысления
населением Земли. В России, как и в других государствах, происходит
становление системы непрерывного экологического образования, формируется
концептуальное видение этого процесса. Начальным звеном системы экологического
образования является сфера дошкольного воспитания. Очевидно, что
именно на этапе дошкольного детства складывается первое мироощущение:
ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает
представления о разных формах жизни, то
есть формируется первооснова экологического мышления, сознания,
закладываются начальные элементы экологической культуры. Но это происходит
только при условии, что взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают
экологической культурой: понимают всеобщие проблемы и беспокоятся по
их поводу.
Формирование представлений
об окружающем мире предполагает
- Воспитание гуманного отношения к
природе (нравственное воспитание) ;
- Формирование системы экологических
знаний и представлений (интеллектуальное развитие);
- Развитие эстетических чувств (умение
увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желание сохранить
ее);
- Участие детей в посильной для них
деятельности по уходу за растениями и животными.
Окружающая среда, ее
правильная организация в ДОУ и умелое включение ребенка в активное
взаимодействие с окружающим предметным и природным миром являются одним из
условий эффективности формирования экологических знаний в условиях
дошкольного учреждения. Эффективное
влияние окружающей среды на личность ребенка в дошкольном образовательном
учреждении в значительной степени зависит от способности педагогов
организовать такую среду.
Опыт работы воспитателей
ДОУ показывает, что в процессе экологического образования и воспитания
дошкольников необходимо формировать структуру целостных знаний о единстве
земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и взаимозависимости человека с
миром природы.
Вся деятельность по данному направлению основана на формировании у дошкольников
познавательного отношения к природе, трудовых умений и навыков, понимания
значения труда как деятельности по удовлетворению потребностей
живых существ; на воспитании интереса к труду и природе, бережного и
заботливого отношения к природе, гуманно-деятельного отношения ко всему
живому; на развитие эколого-
эстетического видения природы,
эстетического отношения к ней; на воспитание экологически целесообразного
поведения в природе.
18.10.2022
Современный дошкольник живет в то время,
когда изменения, происходящие в
нашем обществе, заставляют нас по-новому
взглянуть на народные традиции и праздники.
Традиция охватывает объекты социального
наследия (материальные и духовные ценности), процесс социального наследования,
его способы. На современном этапе в соответствие c введением ФГОС одним из
направлений познавательного развития предусматривается формирование первичных
представлений об отечественных традициях и праздниках у детей дошкольного
возраста. Народные традиции способствуют выработке мировоззрения,
предполагающего как усвоение опыта старших поколений, так и превращение его в
руководство практической деятельностью.
В результате освоения
детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования,
воспитанник может приобрести следующие качества:
- любознательность, он задаёт вопросы
взрослым и сверстникам, интересуется историей
предметов народного быта;
- обладает начальными знаниями о себе, о
своей семье и социальном мире, в котором он живёт, интересуется семейными
традициями, своей родословной (всероссийские акции "День флага
России", "Окна России", "Окна Победы" и тд.);
- обладает начальными знаниями о
природе, умеет связывать их с народными
праздниками, такими как: масленица, Пасха
и другие;
Основными критериями
результативности являются:
- проявление у ребёнка познавательного
интереса к культуре и истории русского народа;
- овладение элементарными навыками
использования информации для реализации своих
познавательных интересов и потребностей;
- активное участие в народных
праздниках, развлечениях, играх, ярмарках;
- умение и желание импровизировать в
детских видах деятельности на тему русского
народного творчества.
Поскольку главными
воспитателями ребенка остаются родители, и многое зависит
от среды, в которой ребенок растет и
развивается, то педагог проектирует свою
деятельность в тесной взаимосвязи с
семьей, с родителями. Нужно помнить, что
семейные традиции являются одним из
составляющих компонентов семейного уклада. В
них в значительной степени выражен
народный идеал тех человеческих качеств,
формирование и наличие которых
предопределяет семейное счастье, благоприятный
климат семьи.
В планирование
деятельности по данному направлению входит:
- тематические беседы («Наша родина –
Россия», «Наша Армия родная», «История моего края»);
- рассматривание различных иллюстраций о
народных промыслах;
- фотовыставки;
- экскурсии в музей школы,
- создание картотек народных игр,
народная игрушка и национальная кукла.
В средствах обучения и воспитания:
- реализуемые долгосрочные проекты
«История родного края», «Моя семья»;
«Семейное древо» и др.;
- совместная творческая деятельность
детей и взрослых (педагогов, родителей, узких
специалистов) в рамках «Осенних
посиделок», «Весёлая ярмарка»;
-организация и проведение народных
праздников, праздников народного календаря:
«Пришла коляда – открывай ворота», «Широкая Масленица».