18.10.2022
20.10.2022
Речевой слух —
понятие широкое. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и
пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи: тембр
(Узнай по голосу, кто тебя позвал?), выразительность (Послушай и угадай,
испугался или обрадовался мишка?).
Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры на развитие слухового внимания, т. е. умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи. В младших группах в играх, которые проводят на речевых занятиях, используются музыкальные инструменты и озвученные игрушки, чтобы дети приучались различать силу и характер звука.
В старших
группах слуховые восприятия у детей развивают не только в процессе игр, но и
путем прослушивания радиопередач, магнитофонных записей и т. д. Следует чаще
практиковать кратковременные «минуты тишины», превращая их в упражнения «Кто
больше услышит?», «О чем говорит комната?». По ходу этих упражнений можно предлагать
отдельным детям с помощью звукоподражаний воспроизвести то, что они услышали
(капает вода из крана, скрипит половица и т. д.).
20.10.2022
Дети - дошкольники в пять-шесть лет уже
могут образовывать прилагательные от существительных, различные части речи от
одного корня (бегун - бежать - бегущий, певец - петь - поющий, синий - синеть -
синева, а также существительные от прилагательных. В этом возрасте у детей
заканчивается формирование ядра словаря. Вместе с тем «семантическое» и
частично грамматическое развитие остаётся ещё далеко незавершённым. К этому
времени ребёнок, с одной стороны, уже в такой мере овладевает обширным
лексиконом, всей сложной системой грамматики и связной речью, что усваиваемый
язык становится для него действительно родным. Но это все является нормой.
Богатство словаря есть признак высокого
развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым
условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте
ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со
сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу,
телевизионные и радиопередачи и т.д.
Развитие речи – одна из основных задач обучения и воспитания детей в
дошкольном учреждении. Работа по расширению словарного запаса прослеживается во
всех направлениях жизнедеятельности детского сада. Главными задачами словарной
работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса.
20.10.2022
К компонентам устной речи относится: словарь детей, формирование
грамматического строя речи, развитие и совершенствование звуковой культуры речи
(в нее входит развитие фонематического слуха, развитие связной речи.
Рассмотрим каждый компонент в отдельности.
1. Развитие
лексической стороны речи.
Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей. Обогащение
детскую лексику новыми словами на основе углубления представлений о предметах,
явлениях и событиях окружающей действительности. Способствовать не только
количественному росту словаря, но и качественному совершенству. Поощрять
проявление внимания детей к незнакомым словам и желание узнавать, что они
обозначают.
2. Формирование
грамматического строя речи.
Правильное употребление слов в словосочетаниях и предложениях (согласование
в роде, числе и падеже, употребление предлогов,
Поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения.
Обучение составлению и распространению простых предложений за счет однородных
членов: подлежащих, определений, сказуемых. Способствовать появлению в речи
детей предложений сложных конструкций.
Учить выразительно использовать в речи простые предложения различные по
цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).
3. Развитие и
совершенствование звуковой культуры речи.
Развивать фонематический слух. Уточнять и закреплять произношение звуков
родного языка. Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный
темп и размеренный ритм речи. Развивать интонационную выразительность в
специальных игровых упражнениях, средствами театрализованной деятельности.
4. Развитие связной
речи детей.
Диалогическая речь. В особых коммуникативных ситуациях упражнять детей в
умении вести диалог (беседу, поддерживать и начинать его. Начать приобщать
детей к правилам ведения диалога (умение слушать и понимать собеседника;
формулировать и задавать вопросы; строить ответ в соответствии с услышанным).
Объяснять (и закреплять через личный опыт в повседневной жизни и в других
видах деятельности, что языковое насыщение диалога (какие слова и выражения
употребляешь, с какой интонацией произносишь фразы и реплики) зависит от того,
с кем и по какому поводу идет общение.
Учить детей сознательно отбирать и пользоваться языковым материалом в
зависимости от социальной ситуации (приветствие, обращение, просьба, извинение,
утешение, благодарность, прощание).
Обучать ребенка быть вежливым и тактичным в диалоге со взрослыми и детьми.
Монологическая речь. Готовить к обучению монологическим типам речи
(описанию и повествованию).
Описание. Упражнять детей в умении выделять и называть предметы, их
признаки, состояния, действия. Учить выделять объект речи при описании.
Упражнять в умении соотносить объекты речи с соответствующими описаниями.
Упражнять в умении составлять простые перечисления (объектов, качеств, свойств,
состояний, действий и пр.). Учить расширять высказывания описательного
характера. Упражнять в составлении высказываний описательного характера,
состоящих из 2—4 предложений.
Повествование. Упражнять детей в восстановлении простых последовательностей
в знакомых сказках (в какой последовательности появлялись герои,
разворачивались события или действия). Упражнять в составлении простых
последовательностей (какие герои появлялись, какие события развивались, которые
педагог соединяет в сюжеты (с использованием наглядности, без наглядности, с
частичным использованием наглядности). Учить детей составлять повествовательные
высказывания путем изменения знакомых текстов: по аналогии («Сказки на новый
лад» — например, вспоминаем сказку «Репка», а затем ребенок рассказывает свою
сказку «Свекла» («Морковка», «Редиска» и т. п., путем изменения или добавления
отдельных эпизодов текста. Упражнять в пересказе произведений путем перевода
стихотворного текста в повествовательный (прозу). Поощрять желание детей
составлять собственные повествовательные высказывания (по рассказам в
картинках, по собственным рисункам и т. п.).
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. Ребенок
проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у
телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы
с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще
редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу
возникает множество проблем.
А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое
значение, ведь этот период наиболее сенситивен к ее усвоению.
Типичные проблемы
развития речи дошкольника:
1. Односложная,
состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая
"ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить
распространенное предложение.
2. Бедность речи.
Недостаточный словарный запас.
3. Замусоривание речи
сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление
нелитературных слов и выражений.
4. Бедная
диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос,
построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.
5. Неспособность
построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную
тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение
просто необходимо)
6. Отсутствие
логического обоснования своих утверждений и выводов.
7. Отсутствие навыков
культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и
темп речи и т. д.
8. Плохая дикция.
Общая интонационная и произносительная смазанность речи. Очень важно, чтобы
ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему
учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.
Наша задача, как педагогов в сложившейся ситуации компенсировать имеющиеся
нарушения речи, как в образовательной деятельности, так и во всех режимных
моментах.
Работа по развитию речи детей потребует от педагогов создания в группе
определенных условий. Для этого необходимо оборудовать речевой уголок —
специальное место (обособленное от игровых зон, где проходит индивидуальная и
подгрупповая работа по развитию речи.
Большую роль в развитии речи детей играет речевая среда. Это связано с тем,
что именно в данном возрасте отмечается рост критического отношения ребенка к
речи окружающих (особенно к произношению звуков и слов); у детей появляется способность
контролировать собственную речь. Исходя из всего сказанного, важно, чтобы:
• в окружении детей звучала чистая, правильная, грамотная, культурная и
богатая речь;
• детям много выразительно читали;
• дети имели возможность прослушивать записи художественных произведений в
исполнении профессиональных чтецов;
• окружающие взрослые умели тактично исправлять речевые ошибки и неточности
ребенка;
• взрослые учили детей слушать себя, находить в собственной речи
положительные и отрицательные моменты (например, педагог обращается к ребенку:
«Как интересно ты сейчас рассказал про. Мне очень понравилось, как ты говорил.
Как ты думаешь, что в твоей речи мне больше всего понравилось?» или «Как
красиво ты сказал о цветке. Как ты думаешь, какие слова мне больше всего
понравились? А какие слова понравились (не понравились) тебе?» И т. п.).
Рассмотрим, как осуществляется решение задач по развитию речи детей в
некоторых видах деятельности.
Коммуникация решает задачи:
1. Развитие свободного общения со взрослыми и детьми
2. Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи, связной речи
–диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской
деятельности
3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи
Решение задач образовательной области
«Коммуникация» осуществляется с учетом интеграции с другими образовательными
областями в соответствии с возрастными возможностями и особенностями
воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
20.10.2022
Письменная речь -- одна из форм
существования языка, противопоставленная устной речи. Это вторичная, более
поздняя по времени возникновения форма существования языка. Для различных форм
языковой деятельности первичной может быть как устная, так и письменная речь.
Если устная речь выделила человека из животного мира, то письменность следует
считать величайшим из всех изобретений, созданных человечеством. Письменная
речь не только совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки
информации, но она изменила самого человека, в особенности его способность к
абстрактному мышлению.
В понятие письменная речь в качестве
равноправных составляющих входят чтение и письмо. «Письмо есть знаковая система
фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать
информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма
характеризуется постоянным составом знаков».
Русское письмо относится к алфавитным
системам письма. Алфавит ознаменовал переход к символам высших порядков и
определил прогресс в развитии абстрактного мышления, позволив сделать речь и
мышление объектами познания. «Только письменность позволяет выйти за
ограниченные пространственные и временные рамки речевой коммуникации, а также
сохранить воздействие речи и в отсутствие одного из партнеров. Так возникает
историческое измерение общественного самосознания»
Овладение письменной речью представляет
собой установление новых связей между словом слышимым и произносимым, словом
видимым и записываемым, т.к. процесс письма обеспечивается согласованной
работой четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и
двигательного.
На первых этапах основное внимание
пишущего направляется на звуковой анализ слова, а иногда и на поиски нужной графемы.
В сложившемся навыке письма эти моменты отступают на задний план. При записи
хорошо автоматизированных слов письмо превращается в плавные кинетические
стереотипы».
Письменная речь использует готовые
механизмы устной речи.
В определенном смысле процесс чтения
включает перевод пространственной последовательности графических знаков во
временную последовательность звуковых комплексов, а процесс письма на этапе
осуществления записи требует преобразования временной последовательности звуков
в пространственную последовательность графических знаков.
Для овладения письменной речью имеет
существенное значение степень сформированности всех сторон речи. Нарушения
звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического развития находят
отражение в письме и чтении.
В процесс письма активно включаются еще
глаз и рука, и тогда вопрос о взаимодействии слухового, зрительного,
речедвигательного и двигательного компонентов письма приобретает особую
важность.
Двигательный состав письма весьма сложен и отличается своеобразием на
каждой ступени овладения навыком. Так, ребенок, приступающий к обучению
грамоте, начинает с освоения смысловой стороны письма. В отличие от
неграмотного ребенка, который «срисовывает» буквы со всеми особенностями
шрифта, как геометрический узор, начинающий школьник воспринимает буквы как
смысловые схемы, ассоциированные и с их звуковыми образами, и с начертательными
образами слов.