17.10.2022
17.10.2022
Современный мир очень
активный, познавательный, интересный, мобильный. И нам, педагогам, как никому,
важно идти в ногу со временем. Дети все чаще задают много непростых вопросов,
а родители, кажется, знают все, что готовы учить нас. И
только при совместной работе воспитателя и родителей, при
правильном информировании, можно добиться отличного тандема, поддержки,
взаимопонимания, а труд педагога будет оценен по достоинству.
К. Ушинский «Семья и
детский сад – это два общественных института, которые стоят у истоков нашего
будущего, а эффективность образовательного процесса
повышается, если взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских
отношений»
Разработанный
федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования (ФГОС ДО, отвечает
новым социальным запросам и в котором большое внимание уделяется работе с родителями.
Основной целью
является; вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителеймы работаем над решением
следующих задач:
- установить партнерские отношения, учитывая личностно-ориентированный
подход с соблюдением интересов семьи и ребенка;
- объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания детей;
- создать атмосферу
взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и
доброжелательную взаимоподдержку родителей,
воспитанников и педагогов детского сада;
- активизировать и
обогащать умения родителей по воспитанию детей,
поддерживать уверенность родителей в
собственных педагогических возможностях.
Как показывает
практика, использование разнообразных форм
работы с семьями воспитанников детского сада даёт положительные результаты.
Всей своей работой сотрудники ДОУ доказывают родителям, что их
вовлечение в педагогическую деятельность, заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе важно не потому,
что этого хочет воспитатель, а потому, что это необходимо для развития их
собственного ребенка.
Задача педагога,
непосредственно наблюдающего за детьми, знающего их проблемы, – привлечь родителей к сотрудничеству, к знанию и пониманию
педагогических принципов. Важно активизировать и обогащать воспитательные
умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных
педагогических возможностях, распространять положительный
опыт воспитания в семье: проведение семейных досугов, следование
семейным традициям и т. д.
Сегодня детский сад
находится в режиме развития, быстро реагирует на изменения социального
состава родителей, их образовательные потребности
и воспитательные запросы. В зависимости от этого мы должны менять формы и
направления работы детского сада с семьей. Сначала важно начать работу с
анализа социального состава родителей, их
настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду, для этого
разрабатываются анкеты, опросники для родителей, с помощью
которых, мы можем скоординировать свою работу. Важно понять интересы,
желания родительской общественности, существующие проблемы, что
позволит решить их совместными усилиями.
Воспитание детей
неразрывно связано с педагогическим просвещением родителей, которое включает в себя систематическое и
активное распространение педагогических знаний среди родителей, оказание практической помощи семьи в
воспитании детей, повышения педагогической культуры родителей и активизацию их педагогического образования.
Сегодня, мы педагоги
признаем важность привлечения родителей к участию в
работе детского сада и образовательного процесса в
целом, однако в реальных взаимоотношениях воспитателей и родителей существует определённая дисгармония.
Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и
профессиональные факторы, которые могут привести к формированию личных и
профессиональных предубеждений, и мешают семьям стать активными участниками образовательного процесса. Анализ ситуации
показывает,что в настоящий момент существует ряд причин:
- низкий уровень
педагогической культуры и недостаточные знания основ педагогики и
психологии родителями;
- отсутствие
свободного времени, полная занятость родителей не
дает в полной мере стать участниками образовательного
процесса;
- наличие прав и
обязанностей родителей и неумением ими
пользоваться;
- авторитарный стиль
воспитания некоторых родителей негативно
влияет на формирование, развитие и поведение ребёнка, тем самым вызывая у
ребенка тревогу, беспокойство, неорганизованность, что в свою очередь
тормозит процесс успешного усвоения программного материала;
- отсутствие заинтересованности пребывания, развития ребенка в ДОУ;
- частое отсутствие детей по уважительным и неуважительным причинам в ДОУ.
Таким образом, создаются условия и формы работы как
традиционные, так и нетрадиционные для поддержки педагогической
компетентности родителей:
Формы работы с родителями:
Традиционные формы
работы с родителями; родительские собрания,
беседы, консультации, анкетирование, практикумы, семинары, наглядная
информация, выставки, конкурсы, день открытых дверей.
Нетрадиционные формы
работы с родителями ; круглый стол, вечер вопросов и
ответов по теме, семейный театр, родительская почта,
семейная гостиная, семейный клуб, телефон доверия, семейная библиотека, походы,
видеоролики, рекламная информация, газета, журнал, презентации, участие в непосредственной образовательной деятельности.
В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей, поэтому родители вносят
свой вклад пополнением предметно-развивающей среды в виде тематических поделок,
фотоальбомов, атрибутики для сюжетно-ролевых игр, разных видов театра.
Проводимые
мастер-классы сближают детей и родителей в
совместной деятельности. Ко Дню Матери проводился мастер-класс по изготовлению
Дерева счастья, где семьи приняли активное участие, после чего
были оставлены прекрасные отзывы.
Одной из
привлекательных и результативных форм совместной деятельности дошкольников и
взрослых является проектная деятельность. Проектную деятельность можно
рассматривать, как вид культурной практики ребенка, которая направлена на
развитие у него универсальных культурных способов действий (умений,
универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех
обстоятельствах жизни и деятельности. Данные формы взаимодействия с семьёй
позволяют обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей в вопросах развития
и образования, охраны и укрепления здоровья детей.И как результат: успешное развитие воспитанников ДОУ и
реализацию творческого потенциала родителей и детей.
На сегодняшний день
можно сказать, что у нас сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Использование разнообразныхформ работы дало определенные
результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали
активными участниками встреч и
помощниками воспитателя, создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни
группы, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской
деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
В результате проделанной работы, использовании различных форм и методов
общения с родителями, повысилась
психолого-педагогическая грамотность родителей;
повысилась культура межличностного взаимодействия детей в группе. Моей целью
было привлечь и сделать родителей участниками полноценного
воспитательного процесса. Достичь высокого качества
в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей,
создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ
и семьи. Ведь воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя
ответственность за развитие другого человека. И если мы к детям будем
относиться с добром, без равнодушия к ним, то они вырастут такими же добрыми и
чуткими, способными сострадать и помочь близким.
17.10.2022
Главная цель педагогов дошкольного учреждения –
профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а
дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций:
· развитие интересов и
потребностей ребенка;
· распределение
обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся
ситуациях воспитания детей;
· поддержка открытости
во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
· выработка образа
жизни семьи, формирование семейных традиций;
· понимание и принятие
индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Данная цель реализуется через следующие задачи:
· воспитание уважения
к детству и родительству;
· взаимодействие с
родителями для изучения их семейной микросреды;
· повышение и
содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности
родителей;
· оказание
практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию
основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы
с детьми;
· использование с
родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из
индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Оказание адресной помощи
современной семье в деле воспитания, обучения и развития детей
Взаимодействие детского сада с семьёй следует рассматривать, прежде всего,
как диалог двух партнёров в совместном деле развития, воспитания, обучения и
формирования дошкольника. Данное взаимодействие возникает далеко не
сразу. Это достаточно длительный процесс, долгий и кропотливый труд,
требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели.
Современные родители образованны, обладают широким доступом к
научно-популярной информации из области педагогики и психологии. Однако высокий
уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не
являются гарантией достаточного уровня их педагогической компетентности.
Родители испытывают затруднения в развитии, воспитании и обучении своих
детей, выборе оптимальных воспитательных методов и приёмов, в применении
почерпнутой из Интернета и научно-популярной литературы информации
непосредственно на практике. Педагоги дошкольного образовательного
учреждения отмечают сохраняющуюся у родителей потребность в получении
конкретной адресной помощи по вопросам воспитания и обучения своих детей.
На практике это выражается в следующем:
· недостаточная информированность
родителей об особенностях медицинской, психологической, педагогической
составляющих развития ребёнка, и, как следствие, неумение оказать ему
своевременную необходимую помощь;
· неадекватность
ожиданий по отношению к процессам развития, воспитания и обучения ребёнка;
· собственные психологические и
педагогические проблемы родителей, которые они пытаются разрешить
самостоятельно, не обращаясь за помощью к специалистам;
· недостаточное взаимопонимание при
взаимодействии с педагогами ДОУ и т.д.
Сегодня необходимо говорить о психолого-педагогическом просвещении
родителей дошкольников с целью повышения их педагогической культуры как одном
из направлений деятельности дошкольного образовательного учреждения. Т.А.
Куликова определяет педагогическую культуру родителей как составную
часть общей культуры человека, в которой воплощен накопленный человеческий опыт
воспитания детей в семье.
Педагогическая культура включает несколько компонентов:
1) понимание и осознание ответственности за воспитание детей; 2) знания о
развитии, воспитании, обучении детей; 3) практические умения организации жизни
и деятельности детей в семье; 4) осуществления воспитательной
деятельности; 5) продуктивная связь с другими воспитательными институтами
(дошкольное учреждение, школа).
Одной из задач педагогов дошкольного образовательного учреждения в процессе
взаимодействия с семьей является преодоление трудностей в общении
из-за различий в уровне подготовки. Можно сказать, что найти «общий язык» с
родителями – значит найти «язык доверия».
Сотрудничество дошкольного учреждения и семьи предполагает наличие у
родителей ответственности, а у педагогов – семейной центрированности
педагогической деятельности, основанной на рассмотрении ребенка только в
контексте семьи.
Для формирования позиции сотрудничества педагогов с детьми и их родителями
необходимо создание единого пространства развития ребенка, которое должны
поддерживать и детский сад, и семья. Чтобы выстроить эффективное общение
педагогов и родителей важно обладать коммуникативными умениями, ориентироваться
в проблемах воспитания каждой семьи. Общение будет успешно, если оно
содержательно, основано на общих и значимых для обеих сторонах темах, если
каждая их них в процессе общения обогащает свой информационный багаж.
Основной путь налаживания такого сотрудничества – организация
воспитательного процесса, результатом которого станет реализация целей и
принципов личностно-ориентированного образования дошкольников.
Семьи относительно воспитательного потенциала можно условно разделить на
три группы:
1. Семьи с высоким воспитательным потенциалом. Главная задача в работе с
данной группой родителей – привлечь их к активному участию в воспитательной
работе, к организации помощи семьям со средним и низким потенциалом. Можно
отметить, что в этих семьях наиболее благополучные условия для воспитания детей
дошкольного возраста, так взаимоотношения строятся на уважении к личности
ребенка и любви.
2. В работе с родителями со средним воспитательным потенциалом основной
упор делается на воспитание навыков правильной организации семейного досуга,
жизнедеятельности семьи с целью преодоления ошибок, допускаемых в воспитании
детей.
3. В работе с родителями с низким потенциалом семьи основная задача состоит
в установлении контактов семьи и ДОУ, формировании представлений о родительских
обязанностях, повышении педагогической культуры, в помощи родителям по
устранению конфликтных ситуаций, по коррекции детско-родительских отношений.
Инициатором установления такого сотрудничества должны быть педагоги
образовательного учреждения, так как они профессионально подготовлены к
образовательной и воспитательной работе, и понимают, что ее успешность зависит
от согласованности преемственности в воспитании, образовании и развитии детей.
К профессиональным функциям современного педагога дошкольного
образовательного учреждения можно отнести следующие: 1) участие в
педагогическом просвещении родителей; 2) регулирование и
согласование воспитательных воздействий семьи и дошкольного учреждения.
Специалистам дошкольного учреждения принадлежит ведущая роль в управлении и
организации воспитательного процесса с родителями и другими членами семьи. Но
эта роль успешно осуществляется лишь при хорошем знании особенностей семьи,
педагогических условий воспитания ребенка в конкретной семье.
Управление воспитательным процессом с семьей – достаточно сложный процесс,
поскольку предполагает личностную и профессиональную готовность всех
специалистов ДОУ к принятию и освоению новых подходов в работе с родителями,
развитие перспектив образовательного и воспитательного пространства, выбор
ценностей при организации воспитательной среды. А также готовность
родителей к взаимодействию со специалистами ДОУ по вопросам воспитания детей.
Воспитание и развитие ребенка невозможны без участия родителей. Чтобы они
стали помощниками педагога, творчески развивались вместе с детьми, необходимо
убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее
дела, чем учиться понимать своего ребенка, а поняв его, помогать во всем, быть
терпеливыми и деликатными и тогда все получится.